Меню
календарь садовода
www.sotki.ru / Сад/огород / Андрей Тимофеевич Болотов: первый агроном и рачительный хозяин
фото автора
фото автора

Андрей Тимофеевич Болотов: первый агроном и рачительный хозяин

Светлана Еремеева
кандидат культурологии
Поделиться
Темы публикации
Распечатать
Русский дворянин XVIII–XIX веков отлично знал разницу между имением и усадьбой: первое деньги давало, второе – их поглощало.
О бестолковом Канте
 
Андрею Тимофеевичу Болотову, родившемуся в 1738 году, довелось увидеть свою родовую усадьбу подростком – и он был поражен убогостью этого зрелища. Детство он провел не во дворцах, а по гарнизонам, где служил его отец, «… и остался бы, может быть, навсегда невеждой, если бы, по счастью, не был бы одарен склонностью к наукам и охотой к любопытным занятиям с малолетства».
 
Поступил на военную службу, но и здесь счастья не обрел. Участие в Семилетней войне странным образом запомнилось ему книжными магазинами в Кенигс­берге, восторгами от европейских диковинок вроде «прошпективического ящика» (в котором сквозь стекло показывают разные перспективные виды городов) и походами в трактиры для чтения газет.
 
Он оказался очарован культурой, понимаемой в меру своего малосистематичного образования: «…И мне случилось-таки в свой век побродить по обширным степям метафизики с товарищами, познакомиться с системами и мыслями славнейших философов последних веков, а великого или, прямее сказать, бестолкового Канта лично самому видеть. В то время как я находился в Кенигсберге, был он еще простым, ничего не значащим и никем не уважаемым магистром; и я, читая потом его умствования, не мог довольно надивиться тому, что он имел такое счастье себя прославить и такое имя приобрести в свете, а кажется, были люди несравненно его основательнее,
глубокомысленнее и философическими умствованиями своими подходившими гораздо ближе к натуре и самой истине».
 
Натура и истина стали желанной целью самого Болотова, но идеалом его оказался не столько ученый, сколько, как говорили в XVIII веке, инвентор (изобретатель). Во всяком случае, человеком культуры Болотов стал, явив редкий для нас случай осмысленности собственной жизни. Сам он считал себя практиком, но Александр Блок в своем университетском сочинении о Болотове утверждал: «Основной чертой его жизни было созерцательное отношение ко всему окружающему».
 
Труды и дни
 
Природу Болотов полюбил, читая в Кенигсберге книги Зульцера о ее красоте. Выйдя в отставку в 24 года, он поспешил в свое Дворяниново, чтобы усовершенствовать жизнь. И следующие десять лет были посвящены размежеваниям с соседями, борьбе с сорняками, введению в практику хозяйства удобрений и правильного севооборота, попыткам селекции растений… Словом, борьбе за культуру хозяйства.
 
Борьба требовала дополнительных инвестиций. Болотов не отказался от предложения стать управляющим некоторых земель, купленных императрицей. Тут он нашел применение не только хозяйственным, но и художественным талантам. В Богородицке ему предложили создать огромный парк в усадьбе внебрачного сына Екатерины.
 
Болотову не терпелось «скорее дать саду … образование и вид». Чего он только не придумал – и павильоны, и «водяные украшения», и «живописные картины», и даже «меланхолическую сцену» с имитацией надгробия… Пейзажный парк, имитирующий природу, должен был предоставить места для размышлений о жизни и смерти. Здесь были столь любимые Болотовым затейливые «сиделки» (скамейки), а также рукотворная руина из песчаной глыбы с пещерами внутри, павильон «жилище Эхи» и грот… Все это – в тульской глуши. 
 
Ну а то, что для этого крестьянских детишек нужно было в лес для сбора светящихся червячков отправлять (их потом раскладывали вдоль куртин и дорожек в саду) или мужиков повоспитывать, – так на то он и управляющий. Болотов считал себя человеком добрым и из соображений экономических сек не насмерть.
 
Писания 
 
Хозяином Болотов был рачительным и своим наследникам оставил Дворяниново (и не только) в благополучном состоянии. Жизнь его была долгой (95 лет без нескольких дней) и отличалась умеренностью, аккуратностью, пристрастием к мелочам и тихим ужасом перед всем, что выходит за границы практического разума. Но были у Андрея Тимофеевича и увлечения: беседки, сады и писание.
 
Еще в 1765 году Болотов случайно купил первый выпуск «Трудов Вольного экономического общества к поощрению в России земледелия и домостроительства». Хозяев призывали обследовать состояние сельского производства. Болотов тут же составил и отправил в Петербург подробное описание земель и хозяйств своего Каширского уезда, показав неустройство во всем: низкие урожаи, неупорядоченность земле­владения, бедность крестьян и пр. Уже во втором томе трудов Общества работа была напечатана, а автор получил медаль. С этих пор свои наблюдения и советы Болотов не только писал, но и печатал регулярно. 
 
В 1778 году он принимал участие в еженедельном журнале «Сельский житель. Экономическое в пользу деревенских жителей служащее издание». За нерентабельностью проект был закрыт. В 1780-м известный просветитель Николай Новиков начал издавать журнал «Экономический магазин», который в течение десяти лет почти единолично заполнял Болотов. Сам он писал, что именно здесь сделался «навек в отечестве моем известным и именитейшим экономическим писателем».
Он написал много – то ли 350, то ли 450 томов. Писал обо всем – сегодня его часто представляют ученым-энциклопедистом и основоположником агрономии, экологии, лесоводства, прудового хозяйства…  Хотя скорее можно говорить о способном и любознательном дилетанте. Он отличался невероятными в нашем отечестве последовательностью и трудолюбием. 52 года подряд, до самой смерти, например, он вел «Книжку метеорологических замечаний», делая в ней записи утром и вечером. 
 
Болотов был человеком книги – природа ему больше всего нравилась как объект описания. Он любил ее облагораживать словом – прибивал надписи на спинки «сиделок» или к деревьям. Ему нравилось классифицировать явления природы и разносить их по таблицам. Так, он описал и зарисовал более 600 сортов яблок и груш.
 
Он разбивал парки и писал об этом книги – в русской литературе того времени нет ясного различия между художественным и нехудожественным текстом. И парки, и книги были совмещением полезного и приятного. Жизнь и текст отражались друг в друге, совмещались и улучшали друг друга. Теперь одни авторы пишут о том, что во все времена Болотова помнили, другие – называют полузабытым. И те и другие по-своему правы. Болотов – образцовый чужой человек в русской культуре. Хотя бы потому, что в 65 лет написал, что достиг старости абсолютно счастливым.   
 
Тартуфели и картуфели
 
Так называли картошку в Пруссии, где Болотов впервые увидел ее. Местные жители кормили картофелем скотину и пленных, русские солдаты, попробовавшие его употреблять в пищу, по свидетельству Болотова, поплатились за свое любопытство: «по необыкновенности сей пищи не обошлось без того, чтобы не случилось от нее в армии болезней и наиболее жестоких поносов, и армия наша за познание сего плода принуждена была заплатить несколькими стами человек, умерших от сих болезней». Это не помешало Болотову позже проявлять большой интерес к «земляному яблоку» – у себя в Дворянинове он упорно проводил опыты по его разведению (сажал и целиком, и кусочками, и ботву без кореньев) и подбору подходящей почвы. Через четыре года после первого высаженного лукошка он уже собирал картофель возами. Ему же принадлежат и первые русские работы о картофеле – «О делании из тартофеля муки» и «Примечания о тартофеле, или земляных яблоках»: «Картофеля заведено здесь оба рода, а именно: один белый круглый с немногими ямочками, а другой красный продолговатый и со многими ямочками. Первый зовут здесь по большей части яблоками земляными, на что они и похожи, а второй некоторые начали земляными грушами именовать, что для продолговатой их фигуры и сходственно».
 
Помидоры
 
В XVIII веке помидоры считались ядовитыми, их разводили как декоративные растения. Болотов рискнул попробовать их и поделился опытом: «Яство же то имеет вид крупных, гладких и очень красивых яблочек, цветом красных, будто сургучных или паче сердоликовых, а иногда и желтоватого колера, можно без страха употреблять в пищу, к особливому же вкусу и запаху которых снедающий легко привыкает».
 
Музей-усадьба А.Т.  Болотова «Дворяниново»
На месте родового имения А.Т. Болотова в 1988 году был создан музей. Для посетителей его открыли в 1993 году.И хоть добраться в Дворяниново непросто (ввиду его отдаленности от крупных населенных пунктов и железной дороги), ежегодно здесь бывает более 10 тысяч человек. 

Посетителям музея предлагают испробовать чаю из местных трав. Эти же травы при желании здесь можно и купить.

На основании архивных данных некоторое время назад были начаты работы по восстановлению одной из лучших усадеб России. Сейчас здесь возрождаются овощной и лекарственный огороды, цветники, сады, ягодники, прудовое хозяйство и т.д. Посетителям предлагается экскурсия по дому и усадьбе, чаепитие, знакомство с творческим наследием А.Т. Болотова в библиотеке музея.
Тульская обл., Заокский р-н, д. Дворяниново
 

 

Распечатать
ТЕМЫ ПУБЛИКАЦИИ

календарь садовода