Михаил Светин: «В душе я все тот же пацан»

Обриета – индивидуальность вашего сада

Беседа с Михаилом Светиным

Чаще всего его герои трогательны, доверчивы и наивны, они – проходимцы и обыватели, вызывающие симпатию. Удивительная манера игры, почти клоунада, у Михаила Семеновича сочетается с внутренним благородством и драматизмом…

– Что в вас, Михаил Семенович, осталось от того маленького мальчика, который мешал учителям вести уроки?

– В душе я все тот же пацан, все так же мешаю на репетициях режиссеру – что-то предлагаю, советы даю. Когда-то  мы с Александром Павловским спорили на съемках фильма «Ребенок к октябрю», так  вся группа висела на антресолях и умирала со смеху, дожидаясь, когда мы закончим. И к Яну Фриду, с которым мы вместе сделали пять фильмов, в том числе один из моих любимых – «Дон Сезар де Базан», я тоже без конца с советами лез. В школе мне учитель говорил: «Я тебе оценку поставлю, только не приходи на урок». Но разве дело в оценке, мне же надо выступить.

– Каким вы вспоминаете свое детство, ведь оно на войну пришлось?

– Меня отправили в крымский санаторий 30 мая 1941 года – нашли затемнение в легких. Когда немцы подошли к Крыму, нас переправили в Тиберду. Жили мы в школе. А родители с младшим братом к тому времени эвакуировались из Киева в Ташкент и все время писали: вышлите нам ребенка. А как выслать, мне же всего десять лет? И вдруг какие-то тетеньки собрались в Ташкент,  взяли и меня. Это был ноябрь 1941 года.

Дали мне в дорогу мешочек сахара, пошили из синего ватного одеяла безрукавочку и шапку-ушанку на завязках. Ехали мы до Ташкента месяц. Родители жили там рядом с людьми, которые шили чулки. У них были бобины из хлопка и станок, на котором они делали ткань для чулок.  Это же хлопковое место – Ташкент, там было много людей, которые им торговали.  А нам доверили торговать чулками. Когда кончились чулки, я продавал на рынке воду. Набирал в дикую жару в чайник ледяной воды из колонок, на поясе – кружка, и шел на рынок и предлагал: «Холодная вода! Холодная вода!».

– Хорошо у вас получалось с людьми общаться, товар предлагать так, чтобы купили именно у вас?

– Я был очень деятельный, мог заговорить любого.  В Ташкенте платки продавал,  делая вид, что они краденые – чтобы быстрее взяли. Я умел торговать. Когда в мае 1944-го мы вернулись в Киев, еще шла война. И я снова пошел на рынок. Никто меня туда особо не посылал, мне самому нравилось общаться с людьми. Стали делать с отцом на продажу папиросы, резали бумагу, сами делали «гильзы». Продавал их днями и ночами. Даже ноги себе отморозил однажды.

У нас на киевском рынке сбилась целая компания с предводителем, кличка у него была, помню, странная – Крыса. И вот мы шастали по рынку. Вид у нас был грозный, особо связываться с такой шпаной никто не хотел. Я мог подойти к длинному здоровому мужику и сказать: «Дай-ка закурить».  И он давал, потому что рядом со мной стоит компания, неизвестно, что будет, если не дать. Так что свою власть мы чувствовали.

– Почему вы захотели стать артистом, как это случилось при таком непростом детстве?

– Однажды я увидел в кино Чаплина. После войны много крутили фильмов с его участием – «Новые времена», «Золотая лихорадка»… Я их смотрел и думал: вот таким мне надо быть. Я был тогда уверен, что Чаплин – это профессия, поэтому повторял его походку, его куплеты.

Мне казалось, что быть актером – это раз плюнуть: уметь особо ничего не надо. Да и делать. Хохми себе,  и все. Но в ГИТИС меня не взяли, сказали, что зубы неправильно поставлены, из-за этого будет дикция плохая. И я пошел на актерскую биржу, туда съезжались директоры театров, режиссеры, актеры…

Располагалась биржа в Москве в Саду имени Баумана, на Новой Басманной. И вот подходит ко мне человек в разноцветной тюбетейке, хватает за руку и спрашивает: «Вы в театр хотите?» Я  быстро отвечаю: «Да!»

– А город-то какой?

– Да вы подождите, с городом не так все просто.  Меня спрашивают, играл ли  я в театре. Я вспоминаю, что еще в музыкальном училище, где я учился,  старый актер поставил у нас «Без вины виноватые». Я  там играл так, что все учителя ко мне потом прибежали: «Ой, Миша, тебе надо быть актером». И я этому человеку об этом докладываю.  «А больше ничего не играли?» – «Больше ничего». – «Ну, хорошо, я вас беру в театр». Он выдает мне подъемные, я прощаюсь и уже ухожу. Но потом все-таки опомнился от счастья:  «А куда ехать-то?». Ехать, оказалось, в Камышин.

Камышинский театр – мой первый – красивое купеческое здание, с колоннами, но мы постоянно ездили с гастролями по области в кузове грузовика, где стояли скамейки. И  водитель был постоянно «поддатый», и мы без конца плутали. Потом были Иркутск, Кемерово, Пенза, Петрозаводск… И уже оттуда нас с женой пригласили в Ленинград в Малый драматический к Додину. Супруга, Бронислава Ивановна, до сих пор там  служит.

С восьмидесятого года прошлого столетия я верен Театру комедии имени Н. П. Акимова. У меня сейчас два спектакля – «Тень», где я играю министра финансов, и «Свадьба Кречинского», там у меня роль Расплюева. Только что состоялась премьера – «Блюз старины Фредди», где я играю толстяка Фредди, бывшего мафиози, задумавшего выдать дочь замуж с помощью подкупа. Получаю  невероятное удовольствие, играя этого комичного и в то же время опасного старика.

– С какого фильма к вам пришла кинематографическая известность?

– Малый драматический и город Ленинград в  этом смысле мне здорово помогли. Например, роль филера Терехова в картине Элема Климова «Агония» я получил, потому что его ассистентка увидела меня на спектакле. Пригласили меня в Москву на фотопробы. Делали мы их вместе с Евгением Евстигнеевым,  он пробовался на роль Распутина, а я – на Терехова. Меня на роль  утвердили, а Распутина худсовет выбирал между Евстигнеевым, Алексеем Петренко и Леонидом Марковым. В итоге Распутина играл   Петренко. К сожалению, фильм семь лет лежал на полке, и там много порезали.  Хотя моя роль была одной из главных, Климов  меня любил.

– А как  Леонид Гайдай как к вам относился?

– Несмотря на мой характер, Гайдай мне многое прощал, потому что он очень любил смешных артистов, самих по себе смешных. Меня к нему привели со словами: «Есть смешной человек». Он никогда не смеялся громко, просто улыбался, когда ему что-то нравилось. И тут, увидев меня, заулыбался.  Его терпение иссякло, когда я отказался сняться в его последнем фильме «На Дерибасовской хорошая погода…» Возмутился, что  он дает почти ту же роль, что я играл в его предыдущем фильме «Частный детектив, или Операция «Кооперация». И больше он меня не звал.

– Какой у вас любимый фильм из вашей большой фильмографии?

– Больше всего люблю «Безымянную звезду» Михаила Казакова, где я сыграл начальника вокзала. Это моя самая прямая тема – трагедия маленького человека. Я всегда ищу эту тему в своих ролях.

–  «Чародеев» почему не вспоминаете?

– Это хорошее кино, но настолько мне  с ним надоели… И фразы из него – «Вагонный, вагонный» или «О драконах – ни слова», «Главное, чтобы костюмчик сидел»… Как меня увидят: «О, вагонный, вагонный». Воспитания-то не у всех хватает. Устал.

– Когда устаете или хочется переменить обстановку, как предпочитаете отдыхать?

– Люблю уезжать на дачу – она находится в Гатчинском районе,  в поселке Вырица. Места красивые:  водохранилище рядом, лес. Дача у меня небольшая, всего восемь соток. Как-то, когда еще была жива программа  НТВ «Растительная жизнь», ее ведущий  Павел Лобков приезжал к нам, навел красоту неописуемую.

Мы на даче частенько с друзьями в преферанс играем.  Они у меня не из актерской среды – врач, строитель, бывший военный… Иногда я им что-нибудь играю на аккордеоне, который тут же, на даче, хранится…

Понравилась статья? Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы быть в курсе самых интересных материалов.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Share on facebook
Facebook
Share on twitter
Twitter
Share on vk
VK
Share on odnoklassniki
OK
Share on telegram
Telegram

Введите текст заголовка

Для чего это нужно?

Авторизовавшись, вы сможете публиковать собственные посты, оставлять комментарии, добавлять в Избранное, участвовать в рейтингах наших авторов и многое другое.

 

* Авторизуясь с помощью социальных сетей Вы подтверждаете согласие с Пользовательским соглашением

Задать вопрос Андрею Туманову