Меню
календарь садовода
sotki.ru / Обмен опытом / Еще один шаг к мастерству

Еще один шаг к мастерству

Анатолий Струнин
член Союза журналистов и Союза фотохудожников России.
Поделиться
Темы публикации
Распечатать
Как снимать у себя на даче

 Без натюрморта  на даче не обходится, ведь любая хорошо сделанная закусочка – уже натюрморт! Правда, если его хорошо снять…  

Прежде чем перейти к составлению композиции, нам нужно освоить техническую сторону простой предметной съемки.

1.В первую очередь позаботимся о хорошем рассеянном (!) свете и максимально возможной глубине резкости. Это достигается расположением вашего «предметного стола» у окна с занавесочками или под мощной матовой лампой.

2. Свет обязательно должен быть мягким, не дающим глубоких теней или пересветов!

3. Уместен будет и штатив, отражатели из обычной белой бумаги, а также длиннофокусная оптика – ну хотя бы в районе 85 мм.

4. А дальше – только тренинг и «опыт, сын ошибок трудных». Сделаете сто дублей, и свежая антоновка из вашего сада (не забудьте брызнуть на нее водички!) заиграет всеми своими сочными боками!..

И сразу после этого, не тормозя, делаете следующий шаг к мастерству – снимаете натюрморт.

1.Задача натюрморта – показать наиболее детализированно каждый предмет композиции, показать его по-своему, чтобы было понятно, что репа – это репа, а не ананас с похожим хвостом.

2. Для любого натюрморта нужна идея, причем собственная. Тут не выедешь на красивостях натуры. Нужно что-то придумать и составить предметы наиболее гармоничным образом. Мой совет – обязательно формулируйте вслух для себя тему сюжета, что именно будет на снимке. Не просто типа «лукошко с клубникой», а «Первая ягода», «Моей маме», «Дачный завтрак»… И тогда у вас обязательно возникнут по ходу мысли добавить в кадр что-то интересное и характерное, усилить его содержательную часть.

3. Это свет и композиция. Натюрморт – очень непростая в этом смысле вещь. Очень легко превратить его в бессмысленное нагромождение разнородных предметов. Вы же должны помнить, что в любой фотографии есть передний план, на котором и располагаются главные «действующие лица», есть задний план, как фон или обрамление основного визуального центра. В соответствии с этим и располагайте предметы.

4. Цвет. Он в натюрморте играет наиважнейшую композиционную роль. В короткой общей заметке невозможно детально об этом поговорить. Поэтому сведу к простым вещам. Некоторые цвета дружат друг с другом, а некоторые, наоборот, враждуют. Например, красный и оранжевый дружат, а красный и зеленый – нет. Также важно помнить о доминирующем цвете или цветовом тоне всего натюрморта. Он должен быть одним. Хотя, оговорюсь, возможна работа и на контрасте. Например, натюрморт из горячей, с пылу-жару отварной картошечки да с серебристой селедочкой – ну очень вкусная картинка может получиться.

И если сильно не заморачиваться, то очень скоро вы поймете: натюрморт – это как раз тот жанр, в котором вы быстрее всего почувствуете себя художником. Потому как источником вдохновения будет для вас все, что вы видите вокруг. Что является вашей личной гордостью на садовом участке – пучок редиски с первым огурчиком на пару, грибочки из соседнего леса вместе с веточкой земляники, шампур шашлыка, наконец, с запотевшим графином красного вина...

Дерзайте, в общем, не забывая закусывать после удачной съемки!..

А теперь – кино!

Мы разобрали основные жанры фотографии, которые так или иначе могут быть использованы в вашей съемке на даче. И шли от общего к частному – от ландшафта к натюрморту. Теперь самое время поговорить о том, а что же с этим всем делать?

Нужно собирать «историю». Или репортаж. Просто и в хаотичном порядке показывать фотографии уже не модно. Должны быть смысл и последовательность. И неважно, как вы будете презентовать свою съемку – в слайд-шоу, книжкой-альбомом... Главное – грамотно отобрать кадры и продумать их чередование.

Прежде чем начать составлять свой фотоальбом, придумайте сюжет – это заставит вас задуматься над отснятым материалом и поможет выстроить его в соответствии с замыслом. Помните, что в любом повествовательном произведении, а фотоистории тоже к таковым относятся, важны начало, середина и конец. Иначе говоря – зачин, завязка и развязка.

Как и в любом репортаже у вас должен быть сюжет. То есть главный смысл того, что вы наснимали. Лучше всего, чтобы это была какая-то тема – «Праздник урожая», «Томный вечер». Да все, что угодно, но внятно сформулированное.

Но сначала определитесь с «заходной» фотографией. Она не просто должна быть самой красивой в истории, но и самой красноречивой, выражающей основную мысль или тему вашей съемки. Потом начинайте рассказывать. Вот прямо так, почти буквально. Если рассказываете о каком-то замечательном дне, то начинайте с его утра и заканчивайте его вечером. Это, конечно, утрированно, но суть нарративного метода где-то близко.

Способом, или языком, вашего рассказа станут фотографии. Каждый снимок – это уже не слово, а предложение, поэтому не допускайте дублей. Дали общий план участка – все, хватит! Не захламляйте свою историю повторами… Помните о чередовании – если у вас идет крупный план, то следующий кадр лучше дать с общим или средним. То же самое относится к горизонтальным и вертикальным кадрам, не давайте их подряд, лучше чередуйте. И чаще сверяйтесь со сценарием. Фотоистория в принципе должна быть понятна всем и без пояснений 

А сколько должно быть в ней снимков? Вопрос один из самых непростых. Как правило, чем выше мастерство фотографа, тем меньше снимков он включает в свой материал. Попробуйте действовать так же, но без фанатизма, особенно на первых порах. В среднем человек рассматривает фотографию не более трех секунд. Вот и рассчитайте, сколько должно быть ваших фотографий в презентации, чтобы вас не сочли навязчивым занудой. И последний совет. Если у вас и правда в придачу к даче есть фотоаппарат, он не должен использоваться время от времени. Держите его под рукой. Снимайте в любое время дня и ночи, в ясную погоду и в дождь. Пусть объектами вашей съемки будут самые обычные вещи и окружающие вас люди. Пройдет совсем немного времени, и как-нибудь холодным зимним вечером вы поймете, что снимали не просто собственную дачу на шести соточках, а буквально летопись своей жизни.  

Распечатать
ТЕМЫ ПУБЛИКАЦИИ
  • Гость 109
    17 апреля в 11:49
    очень мало примеров. по-старинке как-то пишете, про фото и без фото. пытаетесь развивать свое и наше воображение? :-) или ленитесь фото ставить?

календарь садовода