Секретами портретной съемки делится профессиональный фотограф.
Сначала об ошибках, которые совершают любители, фотографируя людей. А это – общие планы «я и дерево», куча отвлекающих деталей вокруг, плоская картинка, где все одинаково резко, как в пейзаже (но там глубина часто передается тональной перспективой), «прилепленность» фигуры к фону, банальная поза в анфас, эффект «красной рожи», а то и «красных глаз», если использовалась вспышка…
Как избежать таких недоработок? А точнее сказать – небрежностей. Мы будем учится снимать портреты почти по науке. А для этого немного теории не помешает.
Лучше сразу определиться, какой из них вы снимаете: психологический или жанровый
Если упрощенно говорить, то к психологическому портрету можно отнести ту съемку, в которой пытаемся передать внутренний мир человека, его характер, настроение. То есть – состояние!
А жанровый портрет – это чуть ли не противоположность первого, потому как в нем мы пытаемся показать действие, что происходит в данный исторический момент с главным героем. Соответственно, и творческие решения их могут быть разными – от композиции кадра до динамики всей сцены. Если в первом случае это в большей степени статика, то во втором – движение.
Чтобы еще упростить понимание этого, добавлю, что так называемый психологический портрет – это почти всегда постановочный портрет, то есть вы продумываете сценарий будущей съемки, ищете подходящее по антуражу и освещенности место, задаете позу и долго и нудно командуете своим подопытным – повернись туда, сделай ручку так...
В жанровом же портрете вы выступаете как фотожурналист, ловите тот самый сокровенный момент, о котором говорил классик стрит-фотографии Анри Картье-Брессон. И фотография эта прежде всего не постановочная, а как бы подсмотренная. Вот где очень уместны будут разные дачные игры и забавы, включая прополку грядок и бултыхание в пластмассовом бассейне, рядом с которыми вы притаились с фотоаппаратом наготове!..
А теперь о практической стороне дела. Как снять?
И одна из проблем – освещенность объекта. На даче, как правило, основной свет – это свет с улицы. Камины и романтические свечи – это декорация, а не сколько-нибудь значимое освещение. Поэтому советую действовать так, как действовали художники-портретисты до изобретения электричества и импульсного студийного света. Тот же Рембрандт, к примеру. Он просто усаживал своего визави у окна в положение анфас или три четверти к себе и писал. Получались замечательные глубокие и характерные произведения – и это с одним-единственным доступным источником света. Кстати, на языке профессиональных студийных фотографов данная постановка так и называется – рембрандтовская схема света. Попробуйте ее использовать – и вы сразу поймете, что поднялись на новый уровень своего мастерства, уже как портретный фотограф!
Из мелочей технического свойства. Фокусируйтесь при съемке портрета строго по одной точке и цельтесь в буквальном смысле в глаза. Они ведь зеркало души, а значит, должны быть ясными и в резкости.
В жанровом портрете не забывайте про задний план, он должен работать на главный, дополняя содержательно портрет. Без этого действие будет лишено привязки «к местности» и обстоятельствам, что сделает его скучным или надуманным.