– Андрей Владимирович, российские дачные участки, как правило, не отличаются большими размерами, обычно это земельные наделы в 6–8 соток. Как поддерживать плодородие почвы на таких фазендах?
– Конечно, почву нужно удобрять, но действовать нужно с умом. Давайте разбираться. Существует, к примеру, всем известное удобрение – карбамид, или мочевина. Оно содержит до 46% азота, то есть является самым концентрированным азотным удобрением. Растения без этого элемента не растут, так как азот – их главный «строительный материал». Но и перекармливать растения азотом нельзя, иначе можно получить мощную зеленую массу, а заодно и накопившееся в ней огромное количество нитратов.
Избежать опасных перекосов можно, если, применяя мочевину, строго соблюдать инструкцию, а не сыпать ее щедро, от души. Это правило следует неукоснительно соблюдать при использовании любой «минералки». Навоз также богат азотом, но это уже органическая субстанция, и тут надо действовать еще осторожнее …
– Многие дачники, опасаясь «сжечь» растения, отказываются от органических удобрений. Странная позиция, не правда ли?
– Согласен. Во-первых, свежий навоз ни в коем случае нельзя использовать ни на овощных грядках, ни в плодовом саду. Нужно дождаться, когда он превратится в хорошо перепревший перегной. Навоз – сложная, всегда разная органическая субстанция, и узнать, что, в каком количестве в ней присутствует, можно только после лабораторного анализа. В разном навозе содержание азота и других элементов различно. Как тогда его использовать, на глазок? Можно, конечно, сначала подкормить растения малым количеством, а потом дозу внесения увеличить, но это рискованно…
По многим другим показателям навоз тоже бывает очень разный. Перефразируя классику, можно сказать, что не весь навоз одинаково полезен. Кстати, несколько лет назад, «органическими огурцами» отравились в Германии полсотни человек, и произошло это из-за навоза, который использовался в качестве удобрения (в почве оказались опасные бактерии, которые попали затем в организмы пострадавших бедолаг). А вот чтобы кто-то отравился из-за «минералки», я не слышал...
– Значит ли это, что вы ярый сторонник минеральных удобрений?
– Скорее, сторонник здравого смысла. Минеральные удобрения кормят растения, а не почву. Мы же с вами – садоводы-любители, для нас важны не только конкретные культурные растения наших грядок, плодовые деревья и кустарники, нам важно, как живет и развивается сформировавшийся биоценоз – устойчивое сообщество животных, растений, грибов и микроорганизмов, населяющих наше дачное пространство. Мы хотим, чтобы почва на участке была живой, чтобы в ней и дождевые червячки рылись, и птички что-то клевали. Почва – не субстрат в промышленных теплицах, пропитанный минеральными веществами, а живой организм, который надо кормить.
Если внимательно присмотреться, то даже в небольшом комочке земли можно обнаружить и грибы, и мельчайшие растительные организмы, и бактерии. Все эти представители флоры и фауны требуют питания: «минералкой» они сыты не будут, вот и приходится вносить в почву органику.
– Теперь получается, что вы фанат органики…
– Именно так! Считаю, что любая органика, накапливающаяся в доме или в квартире, должна идти в землю, а не на свалку. Какое-то время назад я не поленился и посчитал, что примерно треть обычного бытового мусора является органикой. И вся она – заварка из чайничка, кофейная гуща, картофельные очистки, яблочные огрызки, нерастворимые втулки от туалетной бумаги, картонные коробки и прочее – идет на специальные полигоны. Но ведь эти отходы нашей жизнедеятельности быстро перегниют в компостной куче и станут великолепным органическим удобрением, нигде и никем не производимым, в продажу не поступающим. Конечно, садовые центры предлагают компост, но на деле он представляет собой некий состав черного цвета, состоящий в основном из торфа.
– Вывод: ценное удобрение приготовить самому?
– Верно! Компост – это же «черное золото», это миллиарды рублей под нашими ногами. Настоящий компост, который делает почву живой, можно произвести, не отходя от дачи, подключив к этому процессу красных калифорнийских червей или наших отечественных – дождевых. Переработать органические отходы помогут и различные почвенные микроорганизмы.
Не могу я выбрасывать органику, поэтому очистки, кожуру бананов и прочее собираю в пластиковые пакеты, зимой сушу их на батарее и храню на балконе. С наступлением дачного сезона перевожу эти «стратегические запасы» на участок и складываю в специальные компостеры. С весны до глубокой осени бросаю в них выполотые сорняки и «зеленку» из газонокосилки. Довольно быстро компостные емкости наполняются органикой, которую периодически увлажняю, а осенью перелопачиваю.
Простой принцип – все отходы использовать в дело – помогает мне приготовить достаточное количество компоста, чтобы «накормить» почву. При этом я стараюсь четко выдерживать баланс и в дополнение к органике вношу минеральные удобрения. Сад-огород всегда отзывается на мои заботы хорошим цветением и плодоношением.