Россиянин Вячеслав Кантор занял пост главы этого конгресса в далёком 2007 году и переизбирался голосами представителей общин несколько раз, в целом возглавляя ЕЕК на протяжении практически пятнадцати лет.
От бизнеса к общественности
Родился Вячеслав Кантор в Москве, в 50-х годах XX века, и будущее своё очень долго не связывал ни с какими видами бизнеса, а уж тем более – с общественной работой международного уровня. Увлечённый наукой, он окончил МАИ им. Орджоникидзе и двинулся дальше по исследовательской стезе. Защитив диссертацию и получив степень кандидата технических наук по весьма перспективной и масштабной теме – космической технике – Вячеслав Кантор несколько лет провёл в опытах и научных трудах в стенах самых разных советских лабораторий, в том числе и «родного» Московского авиационного.
Изменения наступили в конце 80-х годов – и в жизни страны, и в планах самого Вячеслава Кантора на то, чем он хотел заниматься в этом новом мире. Страна вставала на новые экономические рельсы, и Вячеслав Кантор последовал её примеру, ступив на предпринимательскую стезю. Первым его опытом в этом направлении стала компания по налаживанию компьютерных сетей и аудиту «Интелмас», через которую уже в начале 90-х он оказался на площадке «Азота», бывшего советского гиганта по производству удобрений и, увидев его плачевное положение, принял решение вложить все силы в восстановление и развитие предприятия. Новгородский завод стал фундаментом «Акрона», холдинга по производству агрохимии, который за годы руководства Вячеслава Кантора перерос даже свою прежнюю советскую славу и превратился в одного из крупнейших производителей и экспортёров удобрений не только в границах России, но и на международном уровне.
Чем-то схож с путём «Акрона» и путь самого Вячеслава Кантора, но теперь уже на общественном поприще. Ещё в годы руководства холдингом, Вячеслав Кантор уже активно включился в общественную работу, причём сразу по нескольким направлениям. В конце 90-х и начале 00-х его экономическая экспертиза оценивалась настолько высоко, что он был советником председателя Совфеда, а параллельно создавал и возглавлял НИКР – Национальный институт корпоративной реформы, занимавшийся как раз изучением российской экономики и бизнеса, а также разрабатывал методологии и программы по его модернизации и реформированию.
Не менее – а то и более – активен Вячеслав Кантор был в общественной работе на благо еврейских общин как в России, так и в мире. В 2005 году по его инициативе – и при его непосредственной поддержке – состоялся первый Всемирный форум памяти Холокоста, а сам Вячеслав Кантор занял пост президента Российского еврейского конгресса.
Обновление ЕЕК
Уже в те годы Вячеслав Кантор привлёк своей работой внимание Европейского еврейского конгресса и даже вступил в его попечительский совет. На выборах в 2007 году именно Вячеслав Кантор, выходец из России, обошёл по числу набранных голосов действующего президента и таким образом стал первым русским, занявшим этот пост.
Сам Вячеслав Кантор – как, впрочем, и многие эксперты – объясняли его победу и популярность той программой изменения политики конгресса, которую он представил на первых своих выборах и которой неизменно придерживался в последующие годы. Именно он призывал «развернуть» конгресс в сторону повседневных и реальных проблем, с которыми еврейские общины сталкиваются в Европе, и заниматься их разрешением вместо каких бы то ни было политических игр, не оказывающих влияния на уровень и качество жизни простых граждан.
Одну из ведущих позиций в числе таких проблем Вячеслав Кантор всегда отдавал антисемитизму, чей рост и в то время, и сейчас тревожит умы многих специалистов по правам человека. По инициативе Кантора все антисемитские происшествия, преступления и проявления начали фиксироваться и анализироваться с целью выявить, что именно представляет собой современный антисемитизм и как он изменяется.
Такой структурированный, научный подход к решению проблем Вячеслав Кантор перенёс на многие свои общественные начинания, проекты и инициативы. Что неудивительно, ведь, будучи человеком практического склада ума, он всегда выступал за то, чтобы слова подкреплялись делом, а проблемы решались действительно эффективными шагами и стратегиями, а не только громкими заявлениями.