Прежде всего разочаровывает тот факт, что под новыми названиями скрываются двойники уже имеющихся сортов. А вот о тех сортах, которые не удались в прошедшем сезоне, не стоит судить сразу. Ведь многие из них могут быть выведены в регионе, отличном от вашего, и нужно подождать годик-другой, пока томаты-новички привыкнут к новым условиям. Год на год не приходится: в одном сезоне в лидерах значатся одни сорта, в другом лучше удаются другие, оптимально раскрывающие свои качества.
От огородника зависит создать с самого начала максимально подходящие условия, чтобы поскорее «приручить» строптивые сорта.
Самые лучшие результаты показали в прошедшем сезоне, как обычно, проверенные сорта, выращиваемые из своих семян. Но часть новоприобретенных и впервые высаженных на участке сортов сделали серьезную заявку на зачисление в мою коллекцию после первого же года испытаний.
Открывают перечень самых перспективных новичков, конечно же, розовые: на первое место уверенно вышел Бармалей, чьи кусты буквально ломились от крупных, 250–300-граммовых сладких розовых плодов. Их было столько, что ветки пришлось повторно подвязывать, когда стали дозревать все плоды.
При трехдневном непрекращающемся ураганном ветре Бармалей выстоял, а вкус собранных плодов был просто изумителен: мясистые, нетекучие, с так называемой маслянистой, тающей во рту мякотью. Бармалей созрел сразу после ультраранних сортов, когда грунтовых крупноплодных розовых томатов еще не было.
На второе место я поставил сорт Видимо-невидимо. (фото см выше) Всем хорош оказался: и плодов много, и вкусен, а самое главное – показал свою устойчивость к грибным заболеваниям, как и было обещано. Дело в том, что на основном участке места ему не хватило и пришлось Видимо-невидимо поселить в полутени, где подрастают молодые яблони. Там же я посадил и Розовую Стеллу.
После прохладных июньских дождей Розовая Стелла, несмотря на свою хваленую устойчивость, заболела бурой пятнистостью: из 10 кустов шесть было поражено болезнью, при этом томаты Видимо-невидимо стояли здоровы-здоровехоньки. Первую свою кисть они завязали над пятым листом, единственное «но» – сорт нуждается в частичном пасынковании, иначе кусты получаются слишком раскидистые и начинают глушить друг друга. Отдав свой основной урожай, этот томат снова выбросил бутоны, зацвел и опять дал плоды, вес которых достигал 100 г. Большинство плодов сорта Видимо-невидимо на семейном совете было решено законсервировать. И тут снова ставлю этому сорту «отлично» за качество – плоды очень плотные, в банках видно, что ни один не лопнул.
Теперь немного о Розовой Стелле. Если бы она так не заболела бурой пятнистостью, то уверенно вошла бы в число лидеров: низкорослая, кисти завязывала через один лист.
В кистях было по 4–6 довольно крупных для такого компактного кустика темно-розовых плодов, средний вес которых в пределах 150–200 г. Они малосемянные, очень сладкие. Благодаря перцевидной форме Розовую Стеллу удобно консервировать целиком. Возможно, причины неустойчивости сорта крылись в некачественных семенах: мелких, темно-бурых и потертых. Их всхожесть была на уровне 30%. Поэтому я и провожу основную оценку сортов как минимум после двух лет посадки уже своими семенами. Часто бывает, что выбракованный сорт показывает впоследствии неплохие результаты.
Еще хотелось бы отметить сорт Хлебосольные, я высадил всего 10 кустов, но этот низкорослый сорт дал вполне приличный урожай (чуть больше двух ведер 400–500-граммовых плодов). По характеристике он близок к среднеранним, но у меня он созрел вместе с ранними сортами.
Мякоть у Хлебосольных темно-красная, очень вкусная, достаточно сочная, но нетекучая, как у средневысокорослых сортов гигантов. А если сравнить с маслянистыми розовыми сортами, то Хлебосольные мне понравились тем, что у них вкус и аромат простых помидоров, а ведь иногда после деликатесов так хочется простоты.