Порядок осуществления кадастрового учета недвижимого имущества определяет федеральные законы «О государственной регистрации недвижимости», «О кадастровой деятельности».
Так, кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, а также иных объектов, которые имеют прочную связь с землей.
Необходимо разобраться с понятием земель общего пользования и определить их юридический статус.
Градостроительный кодекс в п. 12 ст. 1 идентифицирует территории общего пользования как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. В состав данных территорий входят площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары.
Понятие «земли общего пользования» также раскрывается в Гражданском и Земельном кодексах РФ.
Что касается земель общего пользования в СНТ, то согласно п. 2 ст. 25 ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» право собственности на недвижимое имущество, входящее в состав имущества общего пользования, возникает с момента государственной регистрации такого права в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Следовательно, анализируя положения российского законодательства в отношении данной категории земель, следует следующий вывод: земли общего пользования подлежат обязательной постановке на кадастровый учет.
Необходимо отметить, что законодательством не установлены штрафные санкции за непрохождение процедуры кадастрового учета. Однако без нее невозможно осуществить юридические сделки с земельным участком, что означает фактическое лишение права распоряжаться землей.
Данное ограничение распространяется на все виды земель, в том числе и на ту, что находится в собственности СНТ.
Необходимость процедуры кадастрового учета заключается в том, что это позволяет на законных основаниях закрепить за собой право пользования своим имуществом.