Появление на листьях, корнях, ветвях и даже цветках разнообразных наростов удивляет и беспокоит любого цветовода. Особенно неприятно такие образования-галлы обнаружить на ценном растении.
Однажды англичанка Максина Пурнам, выйдя поутру в сад полюбоваться своими камелиями, увидела на листе одной из них уродливое образование. «Я была поражена его размерами. Оно было не менее 15 сантиметров длины и обладало формой человечка-гомункулуса. С ручками и ножками и с хорошо сформированной головкой».
Будучи опытным цветоводом, Максина решила, что это какое-то насекомое укололо лист, в результате чего ткани и разрослись таким нелепым образом. Но, пораздумав и более внимательно исследовав странное образование, Максина убедилась, что оно вызвано грибом. Вероятно, мадам Пурнам была хорошо образованным цветоводом – не каждый специалист сможет определить причину возникновения галла. Поскольку она всегда доходила до сути вещей, то и в этот раз решила узнать, что же за гриб вызвал столь чудовищное разрастание. Аккуратно ножичком отсекла кусочек гипертрофированной растительной ткани, тщательно упаковала его и, приложив фотографию «гомункулуса», отослала все это в свой любимый цветочный журнал.
Здесь к посылке отнеслись уважительно, обратились за советом к фитопатологу, который подтвердил догадку мадам Пурнам: то был галл грибного происхождения. Специалисту оставалось только определить вредный гриб. Им оказался экзобазидиум камелия (Exobasidium camelliae), довольно часто весной в периоды влажной прохладной погоды поражающий камелии. Будучи столь уродливым, галл тем не менее не способен оказать значительного отрицательного воздействия на рост растения.
Мельчайшие грибные споры постоянно носятся в воздухе и с дождевыми каплями оседают на листья. Если даже на одном из них окажется хотя бы малейшее повреждение, угодившие сюда споры моментально проникнут через «ворота инфекции». Совсем как полчища степных кочевников сквозь пробитую брешь в стене рыцарского замка: достаточно первому отряду ворваться внутрь, чтобы начать бесчинствовать, нанося урон защитникам крепости. Так и гриб, быстро разрастаясь, способствует возникновению на листе зачатка опухоли. Она увеличивается в размерах и в конце концов превращается в твердый галл, наполненный споровой массой.
Тысячи типов галлов поражают практически все растения, но основных причин их возникновения не много. Это может быть следствие воздействия на растительную ткань не только патогенных грибов, но и бактерий, вирусов, нематод, клещей и насекомых. Среди последних – двукрылые мушки-галлицы, мелкие перепончатокрылые хальциды-орехотворки и тли.
Галлы, вызываемые грибами, подобно описанным выше, образуют необычные своеобразные опухоли на стеблях и листьях не только камелий, но и рододендронов, азалий.
Существуют и другие грибы-галлообразователи, которые способствуют появлению опухолей на корнях (например, многим известную килу на корнях капусты, в том числе и декоративной, вызывает гриб Plasmodiophora brassicae). Они способны нанести большой урон урожаю и вызвать значительный отпад цветочной рассады, высаженной в грунт.
Опухолевидные разрастания иной раз можно обнаружить и на корнях декоративных кустарников, например магонии. Сферические и шишковатые на вид, они походят на клубни картофеля, хотя более твердые, будто сделаны из дерева. Эти так называемые короновидные галлы образуются под воздействием почвенных бактерий. Если вовремя обнаружить и удалить такой галл-опухоль, угнетенное растение быстро восстановит силы и будет долго радовать темно-зелеными глянцевыми листьями, ярко-желтыми цветочными кистями.
Далеко не все галлы безобразны, гадки и бесформенны. На мой взгляд, те, что образуются в результате деятельности клещей и насекомых, а не патогенов, по большей части привлекательны и оригинальны. Мелкие создания, их вызывающие, наносят укол своему кормовому растению. Вводимый при этом в растительную ткань специфический фермент изменяет характер ее роста, порой давая начало возникновению удивительных по форме и цвету новообразований.
Большое количество галлов образуется в результате деятельности галловых клещей. Они микроскопически малы, питаются растительной тканью внутри образований, созданию которых сами и содействуют. Порожденные клещами галлы чаще возникают на деревьях, кустарниках, вызывая на тонких ветвях друзы видоизмененных почек и мелкие ведьмины метлы.
Довольно долго ивы, окружавшие лебединый пруд у административного корпуса Главного ботанического сада РАН, являли собой свидетельство мощной атаки со стороны клещей. Красоты ивам они не прибавляли. Справиться с вредителями не было никакой возможности. В результате заселенные клещами деревья пришлось вырубить.
Липовый (гвоздевой) галловый клещ образует на верхней стороне листьев конусовидные галлы карминно-красного цвета. Они и в самом деле похожи своим однообразием на гвоздички. На листьях вяза – сходные, на узкой ножке, высотой до 1 мм, гладкие, блестящие галлы – порождениевязово-злаковой тли. И те, и другие не оказывают какого-либо заметного отрицательного воздействия на растения, давшие им приют. Они любопытны своей формой и цветом – только и всего.
Мелкие мушки-галлицы могут поражать хризантемы, фиалки, арабис. Они формируют мелкие галлы преимущественно на листьях. Уколов лист и введя в растительную ткань особый фермент, насекомому остается лишь ждать, когда сформируется «дом-крепость». Это «жилище» обеспечит личинкам и кров, и корм, ведь до превращения во взрослую форму им предстоит питаться растительной тканью галла под защитой его стен.
Орехотворки предпочитают всем другим растениями розы. На листьях и концах побегов крупные волосистые до 5 см в диаметре галлы формирует орехотворка розанная. Небольшие круглые галлы преимущественно на нижней стороне листьев – результат деятельности шаровидной гладкой орехотворки. А твердые гладкие многокамерные галлы, которые часто можно встретить не только на листьях, но и на плодах, – произведения орехотворки толстостенной.
Множество существ образует галлы на листьях дуба. Всем известны идеально круглые мясистые «чернильные» шарики. Из таких зрелых «орешков» действительно когда-то получали некое подобие чернил. Сверкающие галлы – одни из самых обычных, они появляются на нижней стороне листьев в виде красновато-коричневых дисков. Шелковистые пуговичные галлы другого типа похожи на тонкие бусины из индийского ожерелья. На листьях дуба можно встретить даже галлицу, носящую название артишоковой из-за формы сооружаемых ею галлов. Могучий дуб снисходительно относится к своим сожителям. Те, совсем как многочисленные дальние родственники в дворянских поместьях, живут дарами хозяев, особенно не докучая им.
Обнаружив на любимом растении нечто похожее на увиденное мадам Пурнам, не волнуйтесь, а примите это как данность, обогатившую пышное разнообразие вашего сада.
С. ИЖЕВСКИЙ, доктор биологических наук