Меню
календарь садовода
www.sotki.ru / Сад/огород / Человек науки - человек труда

Человек науки - человек труда

Ваши 6 соток
собственная информация
Поделиться
Темы публикации
Распечатать

Вячеслав Алексеевич ЛУДИЛОВ – доктор сельскохозяйственных наук, селекционер, овощевод, соавтор 35 сортов овощных, бахчевых и цветочных культур, автор научных трудов и статей. Его книги «Азбука овощевода», «Все об овощах» и другие адресованы как новичкам, так и опытным фанатам огородного труда. Читателям газеты «Ваши 6 соток» и журнала «Ваш сад» хорошо знакомы многочисленные публикации ученого. В октябре В. Лудилов отпраздновал замечательный юбилей, накануне которого наш корреспондент встретился с ним, чтобы поздравить и пожелать крепкого здоровья, успехов и долголетия.

– Вячеслав Алексеевич, почему Вы решили пойти в науку? Ваши родители как-то способствовали этому, кто они были по профессии?

– Отец мой – прекрасный столяр-краснодеревщик. Некоторые вещи, сделанные его умелыми руками, до сих пор стоят у нас в квартире, мать – врач. Оба они из сельской местности. Что меня потянуло в науку – не знаю. Мне нравилось возиться с растениями, однажды даже вырастил арбуз. В восьмом классе точно знал, что пойду учиться в Тимирязевку, так с выбором профессии я определился самостоятельно.

– Редкий случай! Своих педагогов часто вспоминаете?

– Конечно! У меня были замечательные учителя – Е.Н. Гусарова, И.И. Горшков. Надо сказать, с педагогами мне всегда везло: в Тимирязевской академии на научную работу меня благословил академик В.И. Эдельштейн. Парадокс: учился на отделении селекции зерновых культур у академика Трофима Денисовича Лысенко, а дипломную работу защищал на кафедре овощеводства у академика Германа Ивановича Тараканова. Занимался научной работой на кафедре ботаники – меня вели сотрудники кафедры Е.С. Смирнова и Р.И. Дьякова, оплачивая за свой счет даже изготовление необходимых таблиц. Смелости и настойчивости в работе меня научил заведующий кафедрой ботаники профессор В.Г. Хржановский, и за это я ему очень благодарен. Большую роль в моей жизни сыграли также директора опытных станций П.А. Орешкин и А.В. Михалев, директор нашего института (ВНИИО) Герой Советского Союза И.К. Шаумян. С огромным уважением и признательностью отношусь к гениальному ученому-селекционеру с поистине энциклопедическим уровнем знаний профессору Б.В. Квасникову, заведующему издательским отделом НИИОХ А.А. Россошанскому и многим другим.

– Вячеслав Алексеевич, наверняка у Вас много учеников, гордитесь ими?

– Безусловно! Не люблю хвалиться, но подготовил 27 кандидатов и двух докторов сельскохозяйственных наук, 10 человек довел до защиты, не являясь официально их руководителями. К счастью, из трех-четырех десятков моих учеников многие стали крупными учеными, специалистами сельского хозяйства: профессор Р.А. Гиш, кандидат сельскохозяйственных наук А.Н. Сармосова, Р.И. Гарковенко обучают и воспитывают студентов, Ш.С. Коскараева возглавляет сельскохозяйственную науку, О.П. Шашлов – заместитель начальника Россельхознадзора по Ростовской области, Г.А. Оразов – заместитель директора по науке Туркменской опытной станции по бахчеводству, В.А. Михайлов, О.А. Елизаров, А.И. Кашлева, Л.Н. Тимакова, М.И. Иванова – ведущие научные сотрудники нашего института. Честное слово, я горжусь результатами работы этих людей: на их счету около трех десятков созданных и включенных в Госреестр сортов.

– Вячеслав Алексеевич, как складывался Ваш трудовой путь в науке?

– Начинал как селекционер по тыквенным культурам на Быковской (тогда – Сталинградская, теперь это Волгоградская область) опытной станции бахчеводства. Продолжил эту работу на Краснодарской овощной опытной станции (г. Краснодар) в аспирантуре. Затем переехал на Бирючекутскую опытную станцию (г. Новочеркасск, Ростовская область), где занимался селекцией томата, перца,баклажана, но работа заставила разбираться в деталях селекции и других культур. А когда стал заместителем директора по науке, то пришлось капитально заняться еще и вопросами агротехники, механизации овощеводства. Помню, по понедельникам регулярно собирался штаб по овощеводству под председательством председателя облисполкома. Мое присутствие было обязательным. Как единственный представитель науки в штабе я давал необходимые рекомендации. Видимо, результат был положительный: область ежегодно производила 600 тыс. т овощей. Работа в штабе научила меня мыслить в масштабах огромного региона, отвечать за свои рекомендации.

– В соавторстве Вы создали немало сортов овощных, бахчевых и цветочных культур. Расскажите о них, пожалуйста.

– Сортов действительно много. Созданы они совместно с сотрудниками отдела, опытных станций. Не все сорта широко пошли в производство, не все они представляют высокую ценность, но у каждого есть какая-то особенность.

К примеру, тыква столовая Херсонская – прекрасный засухоустойчивый сорт с толстой оранжевой мякотью, сейчас пользуется спросом на юге Украины. Томат Ермак – среднепоздний, лежкий, транспортабельный сорт, плоды у него плотные, слегка овальные, массой 70–100 г, дают отличную густую пасту, особенно хороши при засолке. Сорта салата-латука Буру и Хрустальный – кочанные с хрустящей консистенцией ткани листа необыкновенного вкуса; сорт Адмирал – листовой с антоциановой окраской листа. Сорт сельдерея листового Самурай образует сильно рассеченные гофрированные листья с отменным ароматом. Сорт сельдерея корневого Купидон формирует крупный (600–700 г) корнеплод с белой мякотью и малым числом боковых корней. Укроп Витязь при разреженном (на 5–6 см) посеве дает долго не стеблюющуюся розетку листьев, а петрушка корневая Любаша понравилась не только москвичам, но и краснодарцам, ростовчанам. Есть в нашем арсенале и краснолистный сорт салата-латука разновидности ромэн Станислав – единственный из 161 внесенного в Госреестр сорта. Перец сладкий Верность хорошо растет в Подмосковье, Ленинградской области, Западной Сибири как в теплицах, так и в открытом грунте.

Сорта свеклы столовой Бордовая ВНИИО, Маришка, Карина, районированные в 6 регионах России, превосходят импортные гибриды по вкусовым качествам и лежкости. Очень красивы оригинальные ажурные листья капусты японской сорта Пижон. Роскошные соцветия астры однолетней сортов Зимние узоры, Звездный жемчуг, Симфония, Барбара, Школьница, Марго растопят сердце самой привередливой дачницы.

– Вячеслав Алексеевич, как, на Ваш взгляд, обстоят дела с овощеводством в нашей стране?

– Хуже некуда: чтобы полностью обеспечить население овощами, надо производить 18–20 млн. т овощей в год. По официальным данным, в 2011 г. в стране их произведено около 12 млн. т, но многие эксперты не верят в эту цифру, считая ее завышенной. Россия экспортирует около 3 млн. т овощей в год, в основном это лук репчатый и чеснок (более 700 тыс. т), томаты (около 600 тыс. т) и др. В личных подсобных хозяйствах возделывается 80% овощей, но себестоимость их очень высока, на рынок или прилавок магазина они практически не попадают. Проблему обеспечения населения овощами могут решить только крупные производители, но таких в России мало.

Очень плохо обстоит дело с обеспечением населения семенами отечественных сортов и гибридов: они занимают на рынке не более 30%, остальные – импортные. Семена не может выращивать частник: он обычно не обладает необходимыми знаниями, не имеет достаточного набора техники для уборки и обработки семян – слишком дорого. Нужно создавать кооперативы из личных подсобных хозяйств, в которых можно обеспечить необходимые севообороты, пространственную изоляцию, доработку семян. Современная отечественная техника для ведения семеноводства попросту отсутствует. Практически не восстановлена переработка овощной продукции. Производство овощей, их переработка и заготовка, сортовой состав и семеноводство, создание машин должны быть взаимосвязаны в единой долгосрочной программе.

Лозунг «Рынок все нам отрегулирует» – утопия. Рынок заинтересован в чистой прибыли, поэтому без четкой государственной политики в этой области население останется без качественных продуктов. Нужны грамотные экономисты с широким государственным кругозором, чтобы вдохнуть жизнь в Госпрограмму обеспечения продовольственной независимости страны. К сожалению, в научно-исследовательских институтах овощного профиля отсутствуют отделы экономики. Не существует и экономических обоснований ни по одному мероприятию, нет механизмов регулирования рынка, обоснования взаимосвязей отрасли. Приезжающие к нам из Европы специалисты и туристы не так давно восторгались качеством наших продуктов, а сейчас мы отворачиваемся от плотных, как камень, томатов, капусты белокочанной. Утрачены засолочные огурцы, капуста для квашения и другие овощи, хотя многое и приобрели из того, что ранее не пробовали.

– Вы учились и работали в советское время, продолжаете трудиться при современной власти. Скажите, на Ваш взгляд, насколько хороши перспективы у современного молодого ученого в сравнении с периодом, который теперь принято называть застойным?

– Учиться лучше было тогда – при советском строе: вопервых, бесплатно, во-вторых, после окончания учебы нам гарантировалось место работы и элементарное жилье. Дальнейшее зависело от активности, работоспособности, знаний. Сейчас можно приобрести многое, были бы деньги.

Конечно, много хорошего можно отметить и сейчас: открыта связь с заграницей, позволяющая использовать все лучшее, что придумано в мире, широкий товарообмен, обилие продуктов, возможность вести собственное дело. К сожалению, в сельском хозяйстве потеряно многое: частник не накормит Россию – нужны крупные хозяйства, фирмы, потребкооперация, чтобы закупать продукцию у частника. Сколько выкидывается овощей, фруктов, потому что их некуда девать. Отсутствует регулирование цен: почему-то в США, с которых мы так любим брать пример, цены на 150 видов товаров, которые входят в потребительскую корзину, регулируются государством. Мы боимся даже заикнуться об этом. Отсюда и неуверенность в завтрашнем дне, чего не было при советском строе.

– Вы правы, картина получается невеселая. Вячеслав Алексеевич, и все же в наше непростое время что бы Вы посоветовали овощеводам?

– Здоровья и любви к избранной специальности. Не сидеть сложа руки, не ждать, когда государство что-то сделает для нас, а использовать все лучшее, что накоплено в мире. Руководителям отрасли больше думать о том, что без новых идей, сортов, семян отрасль не возродится, поэтому надо стимулировать работу научных учреждений. Импорт – это хорошо, но чиновникам надо думать и о том, что в самых благоприятных для овощеводства регионах России миллионы безработных не знают, чем заняться. В ряде северных и отдаленных регионов все же легче на месте вырастить некоторые овощи, чем везти их самолетами. Пусть круглый год на столе россиянина будут свежие вкусные овощи без химии.

– Читатели газеты «Ваши 6 соток» и журнала «Ваш сад» хорошо знакомы с Вашими публикациями, в которых дачник всегда находит много полезной информации. Чего пожелаете им?

– Российские «шестисоточники» – люди удивительные. Во многих регионах нашей страны лето короткое, зима долгая, но они умудряются вырастить не только «борщевой» набор овощей, но и многие южные культуры. Сейчас уже мало кого удивляют арбузы, перцы, баклажаны, полученные в тесных дачных тепличках, к примеру, в Нечерноземье. Трудолюбия нашему «шестисоточнику» не занимать, поэтому мне остается пожелать всем российским огородникам оптимизма, терпения и завидного урожая на грядках.

– Вячеслав Алексеевич, от редакции и читателей наших изданий разрешите поздравить Вас с юбилеем. Здоровья Вам, счастья, долголетия и научных открытий. Ждем Ваших новых книг и статей.

Беседу вела М. ОСТРОВСКАЯ

Распечатать

календарь садовода