Арония (рябина черноплодная) – замечательный кустарник, который ярко цветет, не боится морозов, дает крупные, черные как уголь, плоды и радует нарядной листвой осенью.
Об этой культуре, которая в России переживает второе рождение, мы поговорим со старшим научным сотрудником ВНИИ садоводства им. И.В. Мичурина, кандидатом сельскохозяйственных наук Николаем Владимировичем Хромовым.
– Николай Владимирович, давайте начнем разговор с плодов аронии. Всем известно, что потребление плодов сказывается на давлении (оно понижается), но негативно отражается на крови – она сгущается. Это ведь опасно, могут образоваться тромбы? Не поэтому ли количество насаждений аронии так резко сократилось, ведь некогда под культурой были заняты сотни гектар?
– Все верно, плоды аронии могут сгущать кровь, поэтому людям, страдающим от повышенной свертываемости крови, лучше отказаться от употребления свежих плодов или есть понемногу, буквально 3–4 ягодки в день. Остальным я бы настоятельно рекомендовал употреблять ее плоды, ведь они богаты углеводами, флавоноидами, содержат витамины Р, С, дубильные вещества, нормализующие обмен веществ и целый комплекс микроэлементов.
Арония – культура перспективная. Она не болеет, не поражается вредителями, ее плоды ценны и полезны, долго хранятся, их легко убирать и транспортировать, да и цена на них, с учетом минимальных затрат на возделывание культуры, довольно высока.
Что касается сокращения площадей, то скорее оно обусловлено не специфическим составом плодов и реакцией на них организма человека, а появлением новых, десертных культур, которые благодаря труду селекционеров смогли расти в нашем суровом климате.
– Ведется ли селекционная работа по аронии, сколько сортов в Госреестре, и вообще, есть ли какие-то перспективы?
– Да, селекционную работу по аронии мы в отделе ведем, и довольно активно. У нас выделено четыре формы, каждая из которых, по сути, уже сорт. Одну форму мы передали в элиту и в самое ближайшее время планируем передать на государственное сортоиспытание под названием Мулатка. Это крупноплодный урожайный сорт с плодами насыщенно-черной окраски, массой более 2 г, имеющими неплохой гармоничный вкус. Что касается ныне существующих российских сортов, то их просто нет. Культивар Мулатка в Госреестре будет первым.
Насчет перспектив – они, безусловно, есть. Благодаря тому, что семена в плодах практически незаметны, они пригодны для всех видов переработки, в том числе и для получения абсолютно безопасного, яркого и очень стойкого красителя, заменителя сегодняшней ядовитой химии.
– Новые сорта – это всегда замечательно, тем более когда они урожайные, крупноплодные и ничем не болеют. А как насчет размножения, существуют ли проблемы с укоренением черенков?
– С аронией в этом плане никаких проблем нет, черенки укореняются прекрасно, выход зеленых черенков с корнями приближается к 100%. Конечно, если им для этого создать благоприятные условия – высокую влажность воздуха и почвы, питательный грунт, тепло и обилие света.
– Когда нужно начинать черенковать аронию?
– Приступать к нарезке и высадке черенков лучше в середине июня, именно к этому периоду приросты достигают максимальной длины и еще не успевают одревеснеть. Но многое зависит от начала весны: если теплеет очень рано, то сроки можно сдвинуть на начало июня. Если тепло приходит поздно, то начинают черенкование в более поздние сроки. Нужно смотреть и на приросты, после достижения ими длины в 30–35 см можно смело приступать к черенкованию, маловероятно, что они будут длиннее.
– Отличается ли дальнейшая агротехника нового сорта от агротехники обычной аронии или есть какие-то тонкости?
– Каких-то кардинальных отличий в агротехнике нет. Можно отметить, что будущий сорт высоко устойчив к тле, на протяжении всего периода изучения он ею вообще не поражался. Сорт обладает значительной устойчивостью к засухе и заморозкам. Главное, при посадке старайтесь не заглублять корневую шейку, иначе растение даст большое количество поросли, с которой придется ежегодно бороться. Корневая шейка должна находиться на уровне почвы.