Во-первых, сливовую плодожорку (Cydia funebrana) часто путают с другими насекомыми. Взрослую бабочку путают с яблонной плодожоркой: когда говорят, что крылья у нее темно-серые с темным пятном на вершине или про размах крыльев в 2 см, то ясно, что речь идет о яблонной плодожорке, которая может повреждать и сливу, хотя несколько реже, нежели яблоню и грушу. Реально крылья у сливовой плодожорки темно-коричневые, их размах – примерно 1,5 см.
Гусениц же с кем только не путают, даже с ложногусеницами сливовых плодовых пилильщиков, хотя они внешне совсем не похожи. Впрочем, это легко понять – отплевываясь от попавшего в рот вредителя, как-то становится не до энтомологических изысканий. Во избежание таких случаев надо осматривать плоды перед едой: на месте внедрения гусениц вытекает камедь и застывает прозрачно-янтарными каплями на поверхности сливы.
Во-вторых, почему-то считается, что она повреждает только сливу. На самом деле может пострадать абрикос, персик, терн, алыча, а иногда даже вишня и черешня.
В-третьих, сливовой плодожорке приписывают высокую плодовитость, вплоть до 130 яиц от одной самки. На самом деле самки откладывают в пределах 40–90 яиц, что не так уж и много по сравнению с яблонной плодожоркой (60–120 яиц) и даже с яблонным цветоедом (до 100 яиц).
В-четвертых, многие источники именуют ее карантинным вредителем. Здесь явная путаница с восточной плодожоркой (Grapholita molesta), которая действительно является карантинным объектом и имеет ограниченное распространение в РФ, в пределах Северо-Кавказского региона.
В-пятых, садоводов пугают особой вредоносностью второго поколения сливовой плодожорки, развитие которого приходится на конец июля – начало августа и заключается в повреждении уже довольно крупных плодов и невозможности обрабатывать сливу инсектицидами в связи с приближающимся сбором урожая. Это все справедливо, но только для южных регионов. В Нечерноземной зоне успевает развиться только одно поколение, массовый лет бабочек происходит в данном случае через 12–15 дней после цветения сливы, гусеницы отрождаются через 5–11 дней после откладки яиц.
На небольшом участке справиться с вредителем поможет отлов самцов плодожорки в феромонные ловушки, а также летние рыхления почвы, сбор и уничтожение падалицы.
Наконец, во многих популярных источниках указывается, что разрешенных химических препаратов для борьбы со сливовой плодожоркой нет. Это не соответствует истине. В сельскохозяйственном производстве на сливе от сливовой плодожорки рекомендован к применению препарат «Инсегар». Он представляет собой регулятор роста и развития насекомых, то есть он нарушает переход из одной фазы развития в другую. Плюс ко всему препарат делает насекомых бесплодными и нарушает эмбриональное развитие яиц – то, что во всех инструкциях называется «стерилизующим и выраженным овицидным действием». Поэтому применять его можно с начала пика лета бабочек. Определить сроки обработки помогут феромонные ловушки. Если во время лета бабочек на одну ловушку за неделю ловится 5 экземпляров, то необходимо провести обработку.
Внимание: препарат «Инсегар» не разрешен для применения в ЛПХ.
Садоводам подойдет другое средство. В ЛПХ для борьбы с группой плодожорок на вишне, черешне и сливе рекомендован препарат «Фуфанон Нова». Обработки проводятся через 6–12 дней после пика лета, когда уже точно произошло массовое отрождение гусениц. В южных регионах при отрождении гусениц второго поколения следует учитывать, что собирать урожай можно не ранее чем через 20 дней после обработки.