Папоротники великолепно смотрятся в садовых композициях. Эти обитатели леса отлично подходят для тенистых уголков сада. Май – идеальное время для их рассаживания: земля уже оттаяла и прогрелась, в ней много влаги, поэтому растения хорошо приживутся на новом месте.
Если нужно получить эффектную куртину папоротника, подойдет стаусопер германский. Растение хорошо разрастается во влажной почве благодаря длинным корневищам. Уже через год после посадки рядом с материнским кустиком можно обнаружить пять дочерних розеток. Это отличный посадочный материал.
Острой лопатой достаточно перерубить корневище, осторожно выкопать молодое растение и пересадить дочерние розетки в другое место (на расстоянии 40–50 см). Если проводить регулярные поливы и подкормки, куртина довольно быстро разрастется и начет захватывать территорию. Настоящие заросли папоротников на дачном участке, как правило, не нужны, поэтому лишние дочерние розетки необходимо удалять.
Другой вариант – поселить в саду кочедыжник женский. Его легко отыскать в наших лесах, обитает он в сырых местах, где рядом растет мох. Это неприхотливое крупное растение очень эффектно смотрится и на участке. Его нужно поливать не только после посадки, но и в течение лета. Особенно красива крестовидная форма папоротника женского: ваи первого порядка у нее расположены крестовидно.
В последние годы особенно популярен у дачников папоротник филитис сколопендровый, или листовник. В природе этот «южанин» выбирает самые затененные уголки леса. Ваи у него в отличие от большинства папоротников гладкие. При желании его можно поселить в саду, но на зиму растение требует укрытия. Садоводы для этого обычно используют опавшие листья, хвою или еловые ветки. И даже если ваи замерзнут, корневище останется жизнеспособным: от него в мае начнет отрастать наземная часть.
В начале роста ваи свернуты «в улитку», по мере роста они разворачиваются. У листовника вая вначале опушенная, но, постепенно раскучиваясь, она утрачивает опушенность и приобретает блеск. Существуют формы с курчавыми по краю листьями. Одна из них – «криспум нобиле», в переводе – благородная.