Меню
календарь садовода
www.sotki.ru / Обмен опытом / Читайте, но и сами не плошайте

Читайте, но и сами не плошайте

Нина Ефимова
кандидат с.-х. наук, плодовод, селекционер, автор сортов груши
Поделиться
Темы публикации
Распечатать

Например, в одной книге отсутствие урожая объясняется тем, что «…у яблони …слишком тонкий ствол, который не может обеспечить питанием мощный верх. … в этом случае ствол нужно утолщать. Делается это так. Сначала со ствола соскребают всю старую кору до живого зеленого камбия. Это удобно делать острым ножом. Слой старой коры может быть толстым, в палец толщиной, и его весь надо соскрести со ствола и начала скелетных ветвей. Затем острием ножа делают надрезы живой коры сверху вниз, со всех сторон ствола …» и т.д.

При обсуждении этого текста, часто возникающем на лекциях, многие садоводы сами без подсказок четко раскладывают по полочкам (с соответствующими эмоциями) все его несообразности исходя из собственного практического опыта. Они вполне справедливо рассуждают так: если слой старой коры уже такой толстый, то и ствол наверняка не слишком тонкий, а вполне себе коренастый. Далее, кора в палец толщиной просто так не соскребется, для этого потребовались бы большие усилия, но зачем это нужно делать? К тому же камбий вовсе не зеленого цвета, а бесцветный. И, главное, он же без коры засохнет! Поэтому заканчивается такое бурное обсуждение естественным вопросом: а как же дерево вообще будет существовать без коры, если ее содрать по всему стволу до самого камбия? Ведь это все равно что снять кожу с живого существа.

Многие наверняка видели, что даже очаговая травма коры приводит к постепенному разрушению расположенной под ней древесины, оставшейся обнаженной (фото). Образовавшаяся рана даже если постепенно зарастет за счет смыкания наплывов каллуса от уцелевших краев коры, древесина внутри будет трухлявая, непрочная. Именно такие деревья становятся опасными, особенно в общественных местах, так как могут рухнуть под воздействием сильного ветра, налипшего снега и т.п.

Нельзя безрассудно внедряться в творения, созданные разумной Природой. Известно, что кора имеет непростое анатомическое строение и выполняет многофункциональную роль в жизни растений. У молодых побегов она представляет собой эластичную, тонкую кожицу, покрытую нежным эпидермисом, и ее внутренние ткани можно рассмотреть только под микроскопом. С возрастом кора утолщается, ее верхние покровы грубеют, пробковеют и покрываются сетью трещин, характерных для каждой древесной культуры. Даже глазомерно становится видно, что она состоит из нескольких частей: наружного  покрова пробковой коры, защищающей внутренние ткани от высыхания и различых повреждений; собственно коры с проводящими сосудами, а также луба – внутренней части коры, принимающей на себя клетки камбия. (Всем известное натуральное мочало – это лубяные ткани липы.) Именно между лубом и древесиной находится эта особая «строительная» ткань – камбий. На глаз он не заметен, но в период сокодвижения (в конце весны и летом) ощущается как влажный и скользкий слой под корой. С весны до осени камбий активно работает, откладывая наружу клетки коры, а внутрь – древесины, за счет чего ствол и ветки утолщаются. Благодаря камбию срастаются прививки, заживают раны: на раненой поверхности его клетки быстро делятся и образуют наплыв каллуса, а из него – коры и других тканей.

Любое кольцевое повреждение коры вместе с камбием на ветке или стволе приводит к их гибели, так как прерываются питание органическими веществами (ассимилятами), которые вырабатываются листьями в процессе фотосинтеза. Ассимиляты поступают ко всем органам дерева нисходящим током по сосудам коры ветвей и ствола. Они также необходимы, как и вода с минеральными веществами, которые подаются корнями вверх по сосудам древесины. Причем ни эти различающиеся вещества, ни разные органы и ткани не могут заменить друг друга, и при их отсутствии дерево погибает.

У взрослых плодовых деревьев покровная часть коры (именно она и бывает толщиной в палец) имеет большое биологическое значение в качестве защитной ткани, словно панцирем предохраняя стволы и ветви от испарения воды и проникновения болезнетворных микроорганизмов. Благодаря значительной толщине и насыщенности воздухом она смягчает опасные температурные воздействия от перегрева, замерзания и резких переходов от оттепели к морозам. Сухая и жесткая пробка защищает также от повреждений мышевидными грызунами и другими животными, так как несъедобна для них.

Теперь вернемся к тексту обсуждаемой рекомендации. Если из него исключить уже написанное пером (то есть абсолютно безграмотную и опасную рекомендацию соскрести кору до камбия) и представить, что имелось в виду лишь удаление самого верхнего и легко отходящего слоя коры, то такая процедура хорошо известна, но совсем в других целях. Ее используют для избавления от зимующих яйцекладок, коконов и иных стадий развития всевозможных вредителей. Такую работу проводят в конце зимы – начале весны до начала их пробуждения от солнечного тепла. Надо только постелить под деревом пленку и деревянными (или подобными) скребками счистить на нее отмершие, легко отделяющиеся частицы коры.  Весь этот мусор надо сразу же аккуратно собрать и сжечь.

Кстати, природа позаботилась о естественном самоочищении коры, происходящем в феврале–марте следующим образом. Выпадающий снег днем во время оттепелей тает и затекает в трещины, а при ночных морозах вода замерзает и, превращаясь в лед, расширяется. Поверхностные частицы коры сами отшелушиваются. Поэтому в зимний период в лесу снег на солнце ослепляет своей белизной, а ближе к весне его поверхность бывает замусорена темным древесным опадом, что ускоряет снеготаяние и пробуждает растения для нового летнего сезона.

 

Распечатать
ТЕМЫ ПУБЛИКАЦИИ

календарь садовода