Меню
календарь садовода
www.sotki.ru / Советы юриста / Андрей Туманов: дачники не должны платить за приватизацию своих участков

Андрей Туманов: дачники не должны платить за приватизацию своих участков

Эрнест Мацкявичюс
Поделиться
Распечатать
В пятницу Дума должна принять закон с длинным и трудным названием, который ждут миллионы и который коротко называют двумя словами "дачная амнистия".
Хотя, строго говоря, амнистия не только дачная. Кардинально упрощается процесс приватизации не только дач и приусадебных участков, но также огородов, гаражей и прочей потребительской недвижимости. Кроме того, приватизация квартир, которая должна была закончиться к 2007 году, продлится до 2010-го.
 
Три года главная пресс-конференция президента России открывалась вопросом о дачниках. И полтора месяца назад Владимир Путин заверил автора вопроса, главного редактора газеты "Ваши 6 соток", что долгожданную амнистию объявят на весенней сессии парламента. Так оно, похоже, и получится.
 
О том, что изменит в нашей жизни закон, расскажут председатель комитета Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников и главный редактор газеты "Ваши 6 соток", глава Московского союза садоводов Андрей Туманов.
 
 Андрей Владимирович, скажите, вы чувствуете себя победителем?
 
Андрей Туманов: - Нет пока. Кроме того, мне не совсем нравится вот этот термин "дачная амнистия", понимаете, амнистия.
 
- Какой бы вы выбрали?
 
 - Амнистия? Это что, мы преступники - дачники? Вот есть финансовая амнистия, есть уголовная амнистия. А в отношении людей, которые своим горбом подняли вот эту вот землю, которая в свое время им давалась - неудобья, болота, свалки, которые превратили в цветущие сады. Но, наверное, я бы употребил амнистию по отношению к государству, потому что государство запустило этот вопрос просто донельзя, и теперь пытаемся мы общими усилиями как-то разгрести вот это вот все.
 
- Павел Владимирович, вы с такой терминологией согласны?
 
Павел Крашенинников: - Ну, терминологически, конечно, "амнистия" здесь неверно. Но для упрощения, может быть, и можно так применять. Но на самом деле, конечно, речь идет об упрощении оформления прав пользователя и собственника.
 
- Андрей Владимирович, а сколько людей ждет этого закона, по вашим подсчетам?
 
Андрей Туманов: - Несколько десятков миллионов. Потому что приватизировать свои дачные участки удалось максимум 20 процентам людей, потому что это практически невозможно. Вот, я, например, не сумел приватизировать. Я не могу полгода отдать на это.
 
- То есть у вас тоже есть своя неприватизированная недвижимость?
 
- Да, конечно, конечно - 6 соток классических в Павлово-Посадском районе.
 
- То есть вы заинтересованы напрямую в скорейшем принятии этого закона?
 
- Да не только я, в общем-то, полстраны заинтересовано. Потому что практически у нас около 30 миллионов людей так или иначе связаны с дачами, с приусадебными хозяйствами, для которых вот эта вот дача - это не просто место отдыха, это средство существования.
 
Павел Крашенинников:- Я могу сказать, что даже те, кто приватизировал свои 6 соток, там есть дороги, там есть административные здания, сейчас тоже этот режим этого имущества не определен. В этом законе как раз решается, говорится, что это их общее имущество, находящееся в общей собственности.
 
- У вас такая же статистика, как у Андрея Владимировича?
 
- Ну, статистика на самом деле отсутствует у нас. У нас дело в том, что статистика ведется по тем недвижимым объектам, которые внесены в реестр, которые оформлены, а те объекты, которые дачи, сады, там просто жилые дома, которые были в свое время построены, они просто не оформлены, я даже знаю целые населенные пункты, которые на самом деле ни единым объектом в реестр не занесены.
 
- Ну давайте конкретизируем теперь: что упростит предложенный законопроект?
 
- Ну, упрощается оформление права собственности, признаются легальными те документы, которые были выданы в 40-е, 50-е, 60-е годы. И, конечно, также важно, что есть процедура, вот те самовольные постройки, которые были в свое время построены, убирается такой этап как разрешение на строительство, которое уже невозможно получить, если объект был построен даже в 70-е годы. И, конечно, устанавливается срок.
 
- Он сокращается, да?
 
- Он сокращается.
 
- В два раза.
 
- В два раза - это применительно к государственной регистрации. И, конечно, тот перечень документов, он уже является исчерпывающим. И, конечно, то, что мы сейчас также добавим по поводу бесплатной приватизации жилья. Это, конечно, десятки миллионов граждан, которые будут, так сказать, регулироваться этим законом, чьи хождения по мукам при оформлении этих документов, как было сказано, полгода, иногда гораздо больше. Конечно, их хождения, в данном случае муки, может быть, останутся, но сократится срок и, наверное, все-таки здоровья будет чуть-чуть побольше.
 
- А на какие виды недвижимости распространится эта амнистия так называемая? Дачами же не ограничивается?
 
- Да, это то, о чем говорил президент в своем послании в прошлом году, это, конечно, дачи, огороды, гаражи.
 
- А "ракушку" возле дома можно приватизировать?
 
- "Ракушка" - это не недвижимость, "ракушка" - это движимый объект. То есть вот те объекты, которые, в общем-то, служат для потребительских целей. Те объекты, которые для предпринимательских целей, здесь, на них этот закон не распространяется.
 
- Андрей Владимирович, вас все устраивает в проекте предложенного закона?
 
Андрей Туманов: - В принципе, вы знаете, какая ситуация? Президент говорит: да, надо решить. Вот сейчас я был у председателя Совета Федерации Сергея Михайловича Миронова, он тоже полностью "за", говорит: "Я буду бороться". В Госдуме я был, все депутаты как один говорят: да, мы за то, чтобы помочь людям. Я присутствовал на комитетах, все правильно всё говорят. Но вот обидно, что как-то у нас в государстве все всё правильно говорят, но бывает все "как всегда". И такой вот вопрос: а за чей счет мы будем проводить вот эту приватизацию? Потому что для того чтобы приватизировать участки, нужно завести кадастровое дело, короче, чтобы приехали землемеры и обмерили. Выходит, за счет нас, садоводов. Почему государство хочет решить проблему за счет нас? Ведь минимум десять тысяч отдать надо за кадастровое дело. Вот как здесь решать-то будем?
 
- А во сколько сейчас обходится вообще вся регистрация? Десять тысяч - это же не все.
 
- Да, а еще за каждую справку надо заплатить, да походить, да у справок еще ограниченный срок действия, в общем-то. Взятки мы не считаем, да, взятки - это большую дыру в кармане пробивает. Вы без взятки ничего не сделаете сейчас.
 
- Павел Владимирович, что будет теперь, во что обойдется легализация недвижимости?
 
Павел Крашенинников: - Ну, вот очень важно то, что сказали про взятки. Действительно, полгода вот, кто-то не хочет, кто-то не может, и вообще это достаточно проблематично. На самом деле у нас огромное количество образовалось разных фирм, можно открыть газеты и прочитать: зарегистрирую недвижимость в течение трех дней, пяти и так далее. Чем больше у нас эти очереди, тем больше коррупция, и так называемое посредничество будет процветать. И, конечно, вот эту часть мы, безусловно, сократим, установив сроки и те документы, которые будут поданы. Но реально, конечно, вот это оформление, писание границ объекта, будь то земли, будь то гаража, квартиры или просто какого-то строения, конечно, здесь нужно будет обязательно дальше эту концепцию продлевать, и, безусловно, на мой взгляд, постольку, поскольку в городах, как правило, монополисты этим занимаются. Безусловно, мне кажется, необходимо, чтобы правительство устанавливало определенный предел и предельные ставки устанавливало, чтобы в субъектах Федерации устанавливались эти тарифы не выше этой предельной ставки. Без этого, конечно, ничего мы не сделаем.
 
- Скажите, сейчас можно будет прирезанную землю и самовольные постройки зарегистрировать заявительным порядком?
 
- Да, это можно будет сделать, не всегда, естественно. Но если самовольная постройка была отведена, возведена на территории этого земельного участка, то возможно. Если земельный участок был расширен, то нужно смотреть, не нарушается ли чьих-либо прав.
 
- Нельзя ли из него еще один участок сделать?
 
- Да, каково было расширение, самовольное или, может быть, кто-то на заявлении написал "согласен". Если это было так, нужно тогда смотреть, и, скорее всего, это будет именно в тех границах, какой чиновник написал согласие.
 
- Андрей Владимирович, а для чего необходимо регистрировать человеку свой дом, если он, например, не собирается его ни продавать, ни сдавать в аренду, а построен дом на его участке? Ведь ему же налоги придется, наверное, платить после этого?
 
Андрей Туманов:- Ну, вот в том числе и поэтому, в общем-то, везде, в цивилизованном мире и земля, и недвижимость должна быть зарегистрирована, она должна быть в списках, естественно, с нее платятся налоги. Поэтому мы, в принципе, идем по пути, по которому идет весь мир. И рано или поздно, мы это должны сделать. Другое дело, какой кровью мы это будем делать. Опять же вот я говорю: за чей счет, почему то, что запустило государство вот эту проблему, жутко запустило, сейчас перекладывается на плечи обычных садоводов-огородников? Ну не потянут они это, не потянут, потому что бабушка, которая имеет пенсию две с половиной тысячи рублей, она не может заплатить за кадастр, она не может заплатить за справки и за регистрацию своей этой несчастной недвижимости. Поэтому, я думаю, 50% опять останется за бортом. Так что вот вопрос надо решить какой: кто за все будет платить? Я, например, платить не хочу.
 
- Павел Владимирович, кто за все будет платить и как изменятся налоги, когда вся недвижимость будет зарегистрирована?
 
Павел Крашенинников: - Я хочу просто добавить: для чего еще нужно регистрировать? У нас в законе о государственной регистрации прав и в Гражданском кодексе говорится о том, что единственным доказательством существования права является запись в реестре и соответствующее свидетельство. Следовательно, гражданин просто будет защищен государством, его все права будут защищены государством и никто не сможет переписать справку, прийти и перерегистрировать его право. Это уже, как говорится, реестр - один из столпов вообще экономической жизни, да и вообще жизни гражданского общества, чтобы никто не мог самовольно переделать чьи-либо права.
 
- И последний вопрос, который я успеваю сейчас задать, про приватизацию квартир: она действительно будет продлена до 2010 года бесплатная?
- Да, мы предлагаем, постольку поскольку больше 20% еще неприватизированного жилья, мы предлагаем, чтобы снять этот ажиотаж, который сегодня существует, мы предлагаем до 1 марта 2010 года все-таки этот срок увеличить.
Распечатать
ТЕМЫ ПУБЛИКАЦИИ

календарь садовода