Биологический метод защиты растений (далее – биометод) основан на использовании живых организмов для воздействия на вредителей растений, возбудителей их болезней и на сорняки. Этим целям служат энтомофаги («поедатели насекомых»), акарифаги («поедатели клещей») и фитофаги (те, что поедают сорняки). Сюда же следует отнести вирусы, нематоды и различные микроорганизмы (бактерии, грибы, простейшие), что вызывают болезни ненавистных нам вредителей, подавляют рост сорных растений и вступают в конкурентные отношения с возбудителями болезней растений.
В основе биометода лежит идея о существовании в природе механизмов регулирования численности любого живого организма его антагонистами. Подразумевается, что природные враги в состоянии удерживать численность вредителей на более низком уровне, чем это происходит в их отсутствие.
Биологическая регуляция численности вредителей может происходить естественным образом, без участия человека, но может совершаться и направленно, путем манипуляций с их природными врагами: местными или интродуцированными, то есть доставленными для этой цели из отдаленных регионов.
Важно понимать, что биологическое средство предназначено не для полного истребления вредителя, а для сокращения его численности с целью снижения наносимого вреда до приемлемого уровня.
Биометод состоит из множества приемов. Их можно разделить на две основные группы. Одна основана на использовании полезных беспозвоночных (паразитических и хищных насекомых и клещей) и хищных позвоночных (птиц). Другая – на применении биологических препаратов, в основе которых живые микроорганизмы и вирусы.
Первая группа, в свою очередь, может быть подразделена на классический биометод, метод сезонной колонизации и метод «наводнения». Кратко скажем, что каждый из них означает.
Классический биометод означает интродукцию и выпуски в природу отсутствовавших в данном месте энтомофагов или акарифагов с расчетом на их натурализацию и последующее самостоятельное воздействие на вид-мишень. Именно так доставленная из Индии божья коровка серангиум справилась на Черноморском побережье Кавказа со случайно занесенной туда цитрусовой белокрылкой.
Метод сезонной колонизации – это периодически повторяющиеся в сезон вегетации защищаемого растения выпуски полезных беспозвоночных, когда деятельность их особенно необходима, а они либо отсутствуют, либо их недостаточно. Здесь рассчитывают не только на «работу» непосредственно выпускаемых особей, но также и на полезную деятельность их потомства. Понятно, что для этого поначалу необходимо иметь порядочное количество энтомофагов. Для чего надо либо развести и накопить их в лабораторных условиях, либо собрать там, где их много, и доставить в место выпуска (так, в Приморском крае в местах зимовок собирают божьих коровок, которых по весне выпускают в сады против тлей). Сюда же следует отнести агротехнические приемы, которые содействуют сохранению в агроценозах и даже приумножению численности природных полезных организмов. Дальновидные агрономы для этого в садах высевают растения-нектароносы: фацелию, укроп, донник, морковь, нектаром и пыльцой которых питаются слетающиеся сюда многочисленные паразитические насекомые. Такой прием хорош при защите садов и многолетних культур.
Метод «наводнения» – массовые выпуски предварительно разведенных в лаборатории полезных насекомых и клещей в расчете на деятельность непосредственно выпускаемых особей. Применяется главным образом в условиях закрытого грунта.
Биопрепараты на основе патогенных (губительных для вредных объектов) бактерий, грибов и вирусов производят на заводах и в специализированных лабораториях. К ним можно отнести «Лепидоцид», «Лепидобактоцид», «Битоксибациллин», предназначенные против вредных насекомых. Применяя их, полагаются на непосредственный защитный эффект или ожидают возникновения в популяции вредителя спровоцированной эпизоотии (болезни).
Препараты на основе бактерий и грибов – «Фитоспорин-М», «Алирин-Б», «Бактофит», «Гамаир», «Вермикулен», «Глиокладин» – предназначены для борьбы с гнилостными болезнями сельскохозяйственных и цветочных растений как в открытом, так и в закрытом грунте. Применяют их, как правило, в виде живых клеток, споровомицеллиальной массы, водных суспензий спор, конидий, вирусных частиц.
Чем хорош биометод? Прежде всего и в основном тем, что он гарантирует сохранение урожая при соблюдении экологической чистоты защищаемого агроценоза. Одновременно в максимальной степени соблюдаются современные санитарно-гигенические требования.
Иногда к биологическим средствам относят препараты, в которых основными действующими веществами являются не сами микроорганизмы, а продукты их жизнедеятельности, главным образом токсины (например, «Бикол» представляет собой спорово-кристаллический комплекс). Понятно, что токсины – отнюдь не живые организмы. Поэтому такие препараты не следует считать биологическими. Называя их так, мы обманываем себя: ведь посуществу это те же химические соединения, со всеми свойственными им неприятными особенностями. В частности, к ним так же, как и к химическим пестицидам, у видов-мишеней (тех, против которых ведется борьба) вырабатывается устойчивость, чего не бывает при использовании биологических агентов в чистом виде (насекомых, бактерий, грибов, вирусов).
И уж конечно, к биометоду и к средствам биологической защиты не следует относить такие приемы, как использование феромонов, различных стерилизаторов вредных насекомых, гормональных препаратов.
В ряде стран подобные средства именуются биохимическими или биофизическими. Во избежание недоразумений эту практику следует переменять и нам.
В России биометод имеет долгую историю. В 1960-е годы прошлого века наша страна была общепризнанным мировым лидером по масштабам его применения. В ряде регионов страны и сейчас к нему прибегают при защите полевых и тепличных культур. Разводят и выпускают трихограмму (мелкого паразитического насекомогояйцееда), различными способами привлекают в сады и на поля хищных коровок, мух-журчалок, сохраняют хищников и паразитов в периоды неизбежных химических обработок.
Как и всюду в мире, приоритетным направлением у нас является использование биометода в закрытом грунте. Но используется этот прием не только в теплицах, но и в оранжереях. Ведущие ботанические сады России приобретают или сами разводят для этого целый ряд хищных и паразитических беспозвоночных. В небольших оранжереях, где велико разнообразие растений, постоянно тепло и влажно, полезные насекомые и клещи находят для себя благоприятные условия. Ведь большинство из них субтропического и тропического происхождения. Против мучнистого червеца применяют хищную коровку криптолемуса, против тлей коровку-хармонию, против белокрылки – паразита энкарзию. Для защиты коллекционных растений от бахчевой и персиковой тлей пригодными оказались хищная галлица афидимиза, коровки циклонеда и леис, паразит афидиус. Против паутинного клеща прекрасно «работает» фитосейулюс. Единожды выпущенные, эти хищные и паразитические беспозвоночные живут здесь и размножаются, самостоятельно справляясь с докучливыми вредителями. И уже нет необходимости на время химических обработок вывешивать на дверях оранжерей угрожающее предупреждение: «Не входить! Обработки ядами!»
В той или иной степени биологические средства защиты применяют в большинстве крупных тепличных хозяйств. Для этого энтомоакарифагов и микробиологические препараты либо получают сами, либо приобретают у проникших на наш рынок зарубежных фирм. Еще недавно практически при всех крупных тепличных комбинатах создавались специализированные биолаборатории. Некоторые из них и сейчас способны получать избыточные количества биологических средств и с готовностью поставляют их небольшим фермерским хозяйствам.
Фермерам – владельцам теплиц можно посоветовать налаживать деловые контакты с крупными производителями биосредств. Это им будет явно на пользу. А последние, осознав заинтересованность потребителей в их продукции, получат стимул для дальнейшего развития производства. И кто знает, может, со временем некоторые из них сочтут, что заниматься разведением фитосейулюса, амблисейуса, энкарзии, божьих коровок, хищных клопов дело более выгодное, чем выращивать томаты и огурцы? К такому выводу пришли уже многие зарубежные предприниматели.
Еще один аргумент в пользу биометода. Все более выгодным становится производить продукцию, не загрязненную пестицидами. Как только в стране будет налажена квалифицированная и всем доступная служба контроля содержания в овощах и фруктах пестицидов и их производных, хозяйства, освоившие биометод, получат огромные преимущества. Нам не стоит опаздывать в таком соревновании.