Февралем заканчивается календарная зима. Для благополучной перезимовки садовых растений этот период не менее важен, чем предшествующие два месяца.
В условиях средней полосы критическими факторами являются следующие:
1. Температура -20-25 в начале зимы, когда еще нет достаточного закаливания.
2. Температура -40-42 в середине зимы после постепенного снижения температуры (то есть после длительного закаливания).
3. Температура -20-25 в период зимних оттепелей (при их резком наступлении).
4. Температура -30-35 после оттепелей от возвратных морозов при постепенном снижении температуры.
Каждый из этих факторов, причем со смысловым порядковым номером, принято называть компонентами зимостойкости (то есть первый компонент, второй и т.д.). Сочетание всех компонентов в одну зиму в условиях Подмосковья практически не бывает, особенно «срабатывает» один из них, реже два (как в зиму 1978/79 г., когда на растения воздействовали 2 и 3-й компоненты).
Эти компоненты сначала были установлены учеными специально проведенным анализом температур за все годы метеонаблюдений в России (с 1872 г.) и с учетом наиболее повреждающих зим за последние сто лет (по научной садоводческой литературе). Впоследствии они были экспериментально подтверждены исследованиями с искусственным промораживанием растений.
Все компоненты зимостойкости связаны в естественных природных условиях с предварительной подготовкой растений к действию различных отрицательных температур. Такая подготовка называется закаливанием. Это длительный многоступенчатый процесс, который начинается задолго до зимы. Сначала растение приобретает лишь способность к закалке, что проявляется своевременным завершением роста побегов, их лигнификацией (одревеснением), накоплением во всех органах и тканях запасных веществ и целым рядом важных биохимических процессов. Такой этап продолжается 1-2 месяца в конце лета – начале осени, и в это время растения могут выдержать лишь заморозки -5-70.
Собственно закалка – это способность органов и тканей повышать устойчивость к морозам под действием понижающейся температуры. При слабых морозах -5-100 морозоустойчивость в конце ноября – начале декабря достигает лишь -20-250, то есть проявляется первый компонент.
Способность ко второму компоненту, то есть морозам -40-420, проявляют лишь генетически устойчивые культуры и сорта после продолжительного закаливания постепенно нарастающими отрицательными температурами. Обычно такие морозы бывают в середине зимы, как, например, на стыке декабря 1978 г. с последующим январем. Та зима 1978/79 г. была самой суровой за последние десятилетия и наиболее проверочной для многих сортов.
В первой половине зимы растения находятся в состоянии так называемого органического покоя, способствующего закаливанию и устойчивости к низким температурам. А в феврале наступает состояние вынужденного покоя, когда способность к закаливанию начинает снижаться. Это связано с изменяющимися условиями окружающей среды и, в частности, с повышением инсоляции.
Зимой в средней полосе дни короткие, солнечного света бывает мало. Его суммарное количество по времени составляет в норме 123 часа и по среднемноголетним сведениям распределяется обычно следующим образом: в декабре – 18 часов, в январе – 33 и в феврале – 72 часа. Как правило, если наблюдается дефицит солнечного освещения в первые два зимних месяца, то его зимняя норма еще больше восполняется за февраль, когда световой день возрастает на два часа.
Увеличение солнечной радиации и прозрачность атмосферы часто приводят к резким перепадам температур в дневное и ночное время, вызывающим морозобоины и солнечные ожоги на стволах и ветвях деревьев. Ствол и ветви нагреваются днем ярким солнцем, что вызывает предвесеннюю активизацию внутренних тканей и потерю ими закаленного состояния. Понижение температуры в ночные часы могут вызвать повреждения у сортов, недостаточно адаптированных к местным условиям. Они проявляются обычно в виде морозобоин и солнечных ожогов.
Морозобоины – это глубокие продольные трещины. Они образуются, когда у замерзающего дерева на стволе и толстых ветвях лопается кора и верхний слой древесины. Разрыв происходит из-за натяжения наружных тканей, охлаждающихся быстрее, чем внутренний слой древесины. Такие повреждения чаще наблюдаются в ночное время при резких понижениях температуры. Они сопровождаются сильным треском, который создает сжатый воздух, вытесняемый из межклеточников. Поэтому сильные морозы часто называют трескучими, а само это явление с акустическими сигналами имеет научное название – кавитация. В результате появляются глубокие продольные трещины, которые называются морозобоинами. У лесных пород они могут достигать длины до 2 м и бывают около сантиметра шириной, а по глубине иногда доходят до середины ствола (1). У плодовых культур морозобойные трещины обычно бывают длиной 15-30 см. Чаще они образуются на северной стороне дерева, но могут быть и на других сторонах.
В садах наиболее подвержены морозобоинам молодые сильнорастущие деревья с затяжным ростом и плохо вызревшей древесиной. Поэтому азотные удобрения, вызывающие сильный рост, вносят, как правило, весной или не позже июня.
Морозобоины сами по себе не так опасны, как их последствия. У здоровых деревьев на поверхности трещины постепенно образуется наплыв особой ткани – каллуса, за счет которого происходит заживление ран. Поэтому трещины обычно за один-два сезона зарастают. Но, поскольку это происходит не сразу, обнаженные ткани могут поражаться различными патогенами и деревья в таких случаях заболевают. Чтобы предотвратить инфицирование и ускорить каллусообразование по краям раны, трещину весной надо замазать садовым варом и затем обмотать водонепроницаемой бумагой или плотной тканью.
Солнечными ожогами обычно называют поверхностные повреждения коры. Наиболее уязвимые места – стволы и основания скелетных ветвей выше уровня снега. Ожоги проявляются сначала в виде темных пятен или «загара» – резкого изменения цвета коры, как будто ее обварили. Постепенно пятна увеличиваются, наблюдается шелушение, растрескивание, отставание коры от древесины или ее проседание.
Любые повреждения коры опасны сами по себе, так как нарушаются ее физиологические функции в жизни дерева. Кроме того, появляются вторичные повреждения вредоносными микроорганизмами, вызывающими опасные заболевания (цитоспороз, черный рак и др.).
Не менее вредоносными являются различные грибы-трутовики, на которые не всегда обращают внимание. Их споры, разлетающиеся летом и осенью, попадают на открытые раны и начинают развиваться, питаясь тканями древесины. Они вызывают ее постепенное и необратимое разрушение, превращая в труху. Бороться с ними трудно, поэтому важно изначально не допустить их появления. Для этого надо следить за целостностью коры, не оставляя открытых ран и трещин, своевременно залечивая их. Поврежденные деревья надо удалять целиком, без оставления пеньков с плодовыми телами трутовиков на них, чтобы они не оставались источником заражения в саду (2).
Обычно для защиты деревьев от ожогов и морозобоин рекомендуют проводить побелку, снижающую нагревание коры солнцем. Но даже если она помогает, необходимо белить весь ствол до самого верха и все ветви, а не только штамб. Ведь повреждаться-то могут все наземные части дерева. Поэтому гораздо важнее правильный подбор устойчивых культур и сортов, которые выдерживают зимние невзгоды.
Но даже самые зимостойкие растения и сорта могут пострадать в эту пору из-за неграмотного ухода или, как ни странно, чрезмерной заботы о них.
Вот простые примеры. Некоторые садоводы занимаются выращиванием саженцев с помощью окулировки или прививки, а многие делают прививки в крону деревьев. Во всех этих случаях используют обвязывание пленкой. А надо ли ее снимать на зиму? Некоторые говорят: я оставляю и ничего не случается. А через год-два, когда прививки засыхают, думают, что они вымерзли из-за недостаточной зимостойкости сортов. Но нередко причина совсем иная: те части, которые находятся под пленкой, нагреваются солнцем сильнее, чем без пленки, и воздействие низких ночных температур усиливается из-за более резкого перепада от тепла к холоду.
Когда обвязку снимают, следы термического ожога не сразу заметны, но постепенно они становятся видны изменением окраски коры (3). Иногда уже при отчетливых признаках ожога побеги распускаются и начинают расти в верхней и нижней части от него (4). Это происходит за счет имевшихся запасов питательных веществ в неповрежденных почках. Но впоследствии вся верхняя часть засыхает, а рост продолжается только снизу от ожога. Если погибает вся привитая часть, то отрастающие в таком случае побеги снизу – это дикари или части дерева того сорта, который хотели перепривить. Поэтому обвязки с прививок на зиму надо снимать. И тем более нельзя специально заматывать деревья полиэтиленовой пленкой (5). От мороза это не спасет, а лишь усугубит повреждения, особенно в солнечную погоду, сопровождаемую ночными морозами.
Н. ЕФИМОВА, кандидат сельскохозяйственных наук