Росбанк Даже у тех, кто запросто, не экономя на завтраках, может себе купить футбольный клуб. Я имею в виду - конец наличных! Или, как еще говорят продвинутые торговцы на рынке, кэша. Расскажу очень поучительную историю. Поехали не так давно трое моих знакомых, людей весьма не бедных людей: депутат, бизнесмен и чиновник (это не анекдот!) сплавляться на плоту по, местами, бурной речке.
Совсем как в фильме «Три товарища». Ну и само собой, потерпели «кораблекрушение», во время которого утонули продукты и промокли спутниковые телефоны. Документы, правда, остались в целости и сохранности, кто-то надоумил упаковать в непромокаемый контейнер. Хорошо еще рядом деревенька была. Хоть и неперспективная, но с теплящимся сельпо. Друзья на радостях туда! А дайте нам тушенки ящик, хлеба 10 кирпичей, соли, спичек…и портвейна три семерки за 52 рубля 35 копеек… И достают из непромокаемого контейнера свои кредитки. Один золотую, другой платиновую, а третий вообще из какой-то оффшорной зоны со стразиками! Продавщица, конечно, опешила…мол, че суете ироды, тут все за деньги! А те ей тыкают на большое объявление над прилавком, где черным по белому нацарапано, что мол, граждане, сельчане, в связи с постоянной просрочкой, спиртные напитки по кредитным карточкам больше не отпускаются! Мол, готовы (хоть это и дискриминация) исключить портвейн из своего заказа, но остальное-то продается по кредиткам! Продавщица смерила их железобетонным взглядом, после чего холодно и аргументировано разъяснила городским «утопленникам», что именно она понимает под кредитными карточками. Оказалось, в засаленной тетрадке, что хранится под прилавком, на каждого жителя деревни заведена не менее засаленная страничка, где фиксируется, кто, сколько и почем он взял в сельпо в долг. Это и есть местная кредитная карточка. Каждая со своей кредитной историей. Например, на страничках тракториста Сени и пенсионера Ивана Лукича сплошь семерки и знаки вопроса. Что явно говорило о подмоченной кредитной репутации. Именно из-за финансово-алкогольного волюнтаризма этих, как бы их назвать …резидентов, и родилось то самое объявление насчет отказа в кредитовании портвейна первой необходимости.
Ошалевшие от голода и сельских финансовых хитросплетений, друзья-путешественники взмолились, готовы на все, только помогите разжиться наличностью! Село в глухой провинции, ясное дело не Первопрестольная, наличка на тротуарах не валяется. Но есть проблема более фундаментальная – это мужские рабочие руки. Те двое, представителей мужского пола, с подмоченной кредитной историей, местным населением давно уже привлекаются исключительно, когда нужно составить компанию за столом или сбегать за «добавкой». Поэтому работы для троих здоровых и трезвых мужиков в селе нашлось выше крыши. Бизнесмен полез латать крышу сельпо. Когда-то, в тихие 80-е, он вдвоем с отцом, несмотря на финансовое образование, своими руками построил домик на 6 сотках. Так что, опыт был. Продавщица выдала два слипшихся рулона рубероида и черствый батон в качестве аванса. Чиновник вспомнил, что когда-то закачивал радиотехнический ВУЗ и в студенческом общежитии подрабатывал электриком. Знаний и умения хватило, чтобы отремонтировать два доисторических ламповых телевизора, радиоприемник «Океан» и починить искрящую электропроводку. Депутат всю жизнь шел по комсомольской и партийной линии, поэтому ему доверили только колку дров. Не знаю, как его законотворческая работа, но дрова голодный депутат колол очень старательно! Чем умилил местных старушек, пригласивших его в село на постоянное место жительства.
Вечером, уставшие друзья, поджидая спасательный катер, ели честно заработанную тушенку с черным хлебом и бонусными огурцами, запивая заветным портвейном из граненого стакана. По свидетельству друзей, это был самый лучший ужин за всю их насыщенную жизнь!
Но ужин ужином, а как люди неглупые они сделали для себя неожиданный вывод. В нашей большой и неоднородной стране, с не совсем ясными перспективами, лучше никогда не терять полученную, когда-то квалификацию. Покопайтесь в недалекой истории, даже нынешние суперолигархи, иной раз, брезгующие садиться в яхту длиной менее 50 метров, когда-то были простыми слесарями, водителями или младшими научными сотрудниками. И было это, в общем-то, совсем недавно, на памяти нынешнего поколения! Бурное море перемен вынесло их случайно наверх. Но бури перемен-то еще не закончились! Поэтому, сколько не прячь капиталов в оффшорных зонах, умение шить рукавицы или, паять кастрюли, может очень даже здорово пригодится в будущей жизни!
Ну а нам, простым гражданам, чтобы чувствовать себя спокойно, и не вздрагивать по ночам от гулкого падения Доу-Джонса, профессиональная диверсификация необходима как воздух! Лично я, хоть и тяжело переживаю очередной хед-даун* отечественного фондового рынка, но меня греет мысль о мощном сварочном аппарате, который стоит в сарае на даче. И о том, что я хоть и не мастер стальных швов, присобачить хреновину к хреновине без проблем смогу.
Так что, при углублении кризиса, звоните!
*хед-даун – падение вниз головой