Симптомы бактериоза, методы защиты плодовых деревьеы
От Нью-Йорка до Саратова
Первые случаи заболевания плодовых деревьев были отмечены в США в штате Нью-Йорк в конце XVIII века.
В России до недавнего времени заболевание отсутствовало и являлось объектом внешнего карантина. Однако к 2009 году (по данным Всероссийского центра карантина растений) очаги бактериального ожога плодовых были обнаружены и в России. Предполагают, что заболевание попало в среднюю полосу России вместе с южными саженцами, которые много лет совершенно бесконтрольно завозили в северные регионы. И теперь бактериальный ожог плодовых можно видеть практически повсеместно, прежде всего на груше.
Возбудитель поражает культурные и дикорастущие растения семейства розоцветные, чаще всего кизильник и грушу. Восприимчивы к заболеванию также боярышник, айва, яблоня, мушмула, рябина. Кстати, быстрое распространение возбудителя в пределах Великобритании произошло благодаря именно боярышнику, который был посажен вдоль автомобильных и железных дорог.
Симптомы
Инфекция поражает все части растений – цветки, листья, побеги, ветви, плоды. Оптимальная температура развития болезни – от 180 до 300, при 45–500 бактерии погибают. Развитию заболевания способствует высокая влажность воздуха.
Продолжительность инкубационного периода составляет 3–4 дня на восприимчивых сортах и 6–10 дней – на более устойчивых.
Первые симптомы появляются на соцветиях, затем болезнь переходит на ветви. Весной только что распустившиеся цветки внезапно вянут, чернеют и засыхают, но не опадают. Листья (и молодые побеги) чернеют с кончиков, потом кручиваются, усыхают, однако также не опадают. На коре ветвей и побегов образуются язвы, размеры которых очень быстро увеличиваются. В местах язв кора размягчается, становится водянистой, на поверхности появляются капли молочно-белой или со временем янтарно-желтой жидкости (экссудат), наличие которой – главный признак, отличающий бактериальный ожог от других бактериальных заболеваний.
Бактерии поражают ткани луба, коры, камбия, но не проникают в древесину и сосуды. Начинаясь с верхних ветвей и быстро распространяясь вниз по коре и лубу, заболевание способно поразить все дерево и вызвать его гибель. В жаркую сухую погоду развитие болезни может приостанавливаться.
Кора в месте поражения ссыхается, несколько вдавливается и на границе между здоровой и больной тканью образуется слегка выпуклый валик. В таком состоянии очаг заболевания остается на зиму, а весной развитие возобновляется, захватывая ветви целиком. Часто на пораженных стволах наблюдается образование четко ограниченных клиновидных язв. Кора усыхает и западает. При сильном развитии болезни отмирает все дерево.
Бактериальный ожог поражает также плоды, особенно сильно у груши. Они чернеют, покрываются многочисленными каплями бактериального экссудата и не опадают в отличие от поражения бактериальным раком. Страдают только незрелые плоды. Зрелые не поражаются даже при искусственном заражении.
Такое же явление может наблюдаться и у восприимчивых сортов яблони. На плодах устойчивых сортов или на более зрелых появляются округлые либо слегка неправильной формы пятна, которые не увеличиваются. В этом случае ткань в месте поражения сморщивается, приобретает темно-коричневый или почти черный цвет, в мякоти образуется впадина.
В некоторых случаях наблюдается латентная (скрытая) форма заболевания.
Распространение
Болезнь распространяется насекомыми, особенно муравьями, мухами, тлями, цикадками, в меньшей степени пчелами и осами, которые питаются бактериальным экссудатом, с посадочным материалом, воздушными течениями (особенно во влажных условиях), мигрирующими птицами (чаще скворцами и дроздами), с упаковочным материалом, плодами, черенками. Заражение происходит через раны, трещины, реже – через устьица и гидатоды, а также при обрезке больных и здоровых деревьев без дезинфекции инструментов.
Богатая органикой почва, излишнее внесение азота как в почву, так и некорневое усиливают бактериальный ожог плодовых. На бедных почвах молодые растения болеют меньше и быстрее справляются с ожогом.
Защитные мероприятия или как оградить себя от этой напасти?
Приобретая саженцы, прежде всего следует обратить внимание на устойчивость сортов к заболеванию. К сожалению, нет сортов, иммунных к возбудителю заболевания. Очень восприимчивы сорта Джерсимак, Айдаред, Антоновка обыкновенная, Апорт, Витязь, Вистабелла, Гала, Голден Делишес и его клоны, Джеймс Грив (его красный клон), Джонатан, Женева, Клоус, Лобо, Мартовское, Низкорослое, Скороплодное, Спартан, Чемпион. Средне- и маловосприимчивые сорта: Ампир, Банкрофт, Боско, Вишневое, Голден делишес, Деликатес, Джонаголд, Жигулевское, Красивое, Кортланд, Либерти, Макфри, Мекинтош, Мелба, Мелроуз, Мечта, Пауларед, Пинова, Прима, Присцила, Ред Делишес, Ред Боскоп, Ренет ландсбергский, Спартан. В значительной степени поражаемость растений зависит от подвоя яблони. Большинство карликовых подвоев (М9, М26, В9, Р2, Р22, Р29) очень восприимчивы к возбудителю ожога. Менее чувствительны: ММ106, М7, ММ111, 62-396, 54-118.
У груши средне поражаются сорта Парижанка, Лукашовка, сильно и очень сильно – Конференция, Бере Гарди, Комисовка, Триумф Пакгама, Фаворитка и другие.
Необходимо покупать только здоровый посадочный материал в питомниках. У здорового саженца листья темно-зеленые, достаточно крупные, без некротических пятен. Как в верхней, так и нижней части саженца не должно быть желтых листьев.
На саженце должны отсутствовать молодые листья. Обратите внимание, на верхушках побегов, не закончивших рост, листья, как правило, светлозеленые. Они легко отличаются от уже созревших, кожистых, темно-зеленых листьев. Созревшие листья свидетельствуют о готовности саженца перенести неблагоприятные погодные условия. При этом побеги на саженцах должны быть полностью одревесневшими, подготовившимися к зиме.
Тщательно осмотрите ствол саженца. Кора должна быть гладкая, блестящая, однотонно окрашенная в зеленый или коричневый цвет. На поверхности коры не должно быть некрозов (обычно продольных светло-коричневого цвета), язвочек и чечевичек ярко-белого цвета.
Уделите внимание корневой системе. На корнях не должно быть опухолей, желваков, свидетельствующих о заболевании саженца корневым раком. Кроме стержневого должны быть хорошо развиты многочисленные тонкие мочковатые корни, способствующие лучшей приживаемости саженца в саду.
Сразу после приобретения саженца полностью удаляют (ошмыгивают) листья. При удалении листьев в месте их отрыва от побегов образуются ранки. Через них внутрь саженца могут проникнуть болезнетворные организмы, которые могут стать причиной заболевания саженца в саду. Поэтому для профилактики бактериального ожога сразу после удаления листьев саженец вместе с корнями необходимо обработать бактерицидным препаратом. В этом случае применяют препараты, содержащие медь («Абига-Пик», бордоская смесь). Эффективнее их использовать в смеси с «Фитолавином-300» – системным растительным антибиотиком, способным проникать внутрь тканей растения. Опрыскивают растения в период вегетации в следующие фазы: зеленый конус, разрыхление бутонов, плод размером с лещину, вторичное опадение завязи, плод размером с грецкий орех. Расход рабочей жидкости – 2–5 л на дерево в зависимости от сорта и возраста. Первую обработку деревьев проводят ранней весной до распускания листьев. Последующие 3–5 обработок (в зависимости от погодных условий) проводят каждые 3–4 дня. Дополнительно применяют «Иммуноцитофит», «Силк», «Циркон», повышающие иммунитет растений.
Летом еженедельно осматривают все растения в саду. Опасность поражения деревьев бактериальным ожогом сохраняется до завершения роста побегов. Осенью в период листопада потребуется еще одна обработка растений.
Заражение происходит и при вегетативном размножении, поэтому при обрезке или прививке (от которой в этом случае лучше отказаться) деревьев необходимо дезинфицировать секатор, нож, пилу после каждого среза в 10%-ном медном купоросе или 5%-ной карболовой кислоте. Использование для этой цели 70%-ного метилового спирта не оправдало надежд садоводов.
Выкорчевывают и сжигают растения, на которых усыхает 30% кроны и более. При слабом заражении деревьев допускается удаление отдельных пораженных ветвей кроны с захватом здоровой ткани на 20–40 см ниже видимой границы поражения. Пораженные ветви срезают и сразу сжигают (на дрова не используют!). Срезы немедленно обрабатывают 1%-ным раствором медного купороса и обмазывают садовым варом. Место выкорчевки дезинфицируют раствором хлорамина. На этом месте посадки не производят 1–2 года.
За рубежом в некоторых странах в садах в настоящее время достаточно успешно используют антибиотики, так как большого эффекта от препаратов, содержащих медь, не отмечают. Применяют опрыскивания стрептомицином (от 0,005 до 0,02%) три-четыре раза до начала цветения с интервалом в 3–4 дня. Ежегодно один и тот же антибиотик не используют, так как отмечено появление штаммов возбудителя, обладающих устойчивостью к долго применяемым препаратам. Поэтому на следующий год (а лучше чередовать препараты и в течение одного сезона) его заменяют другим (например, тетрациклином, плантомицином, касугамицином и др.). В России антибиотики, применяемые в медицине, в садоводстве использовать не рекомендуется. Но если на глазах погибает ваш любимый сад…
Подтвердить наличие или отсутствие в вашем саду возбудителя бактериального ожога – бактерии Erwinia amylovora – могут лабораторные анализы, которые выполняют карантинные службы. Для анализа следует брать концыусохших побегов, кору дерева на границе пораженного и здорового участков, частицы бактериального экссудата.
ОТ РЕДАКЦИИ: Антибиотики, упоминаемые автором, не включены в список пестицидов, разрешенных к применению на территории РФ. Препарат «Фитолавин-300» не используется в личных подсобных хозяйствах. Однако развитие болезни столь стремительно, а издание соответствующих документов столь неспешно… Советуем садоводам принять информацию к сведению.