Этот цветок попал ко мне (даже стыдно сказать) из мусорного бачка, стоящего около лестницы в одном из учреждений нашего города.
Проходя мимо, обратила внимание на два жалких повисших отростка бледно-зеленого цвета. Оторвала оба стебелька, принесла домой и внимательно разглядела: длинные мягкие бархатистые листья с едва заметным узором вдоль центральной жилки, стебелек с легким опушением. Подумала, что это родственник всем известной глоксинии. Опрыскала его слабо-розовым раствором марганцовокислого калия от возможных вредителей, приготовила низкий, но широкий горшок, заполнила легкой питательной землей из огуречного парника с добавлением промытого речного песка. Посадила оба отростка в один горшок, полила теплой водичкой и, накрыв пленкой, поставила на кухонное окно.
Дело было в конце марта, день прибавился, солнышко светило вовсю, и цветок, посидев три дня, начал приподнимать свои листочки. Убрала пленку, немного опрыскала его и заметила, что листочки заметно потемнели и появился красивый светло-зеленый рисунок посередине бархатного листа. Через месяц цветок было не узнать: он подрос до высоты 40 см и стебли начали наклоняться в стороны под тяжестью многочисленных листьев. Пришлось закрепить стебли на опоре. Но что это за красавец и как его зовут, до сих пор не было известно.
Настоящий сюрприз ожидал меня в конце мая. Крупные (до 10 см) ярко-розовые с малиновыми прожилками цветки покрывали все растение. Каждый цветок держался всего один день, новые появлялись постоянно. Длинные бархатные листья с рисунком и темно-бордовой нижней стороной достигали 7–8 см в длину. Пришедшие подруги в один голос твердили, что это явно стрептокарпус (цветки очень похожи, однако листья не такие, но это может быть новый сорт). Я не спорила – для меня было важно то, что цветок прижился и цветет. С наступлением тепла вынесла его на веранду, где он цвел, не уставая, все лето. К осени его высота составила почти 1 м, и я смогла нарезать с него много черенков и раздать моего красавца знакомым.
Меня ждал еще один сюрприз – на отцветшем цветке образовался маленький стручок с семенами! Я с нетерпением ждала, когда он созреет. Через две недели стручок с конца начал раскрываться, я попыталась сорвать его, и он растрескался у меня в руках, высыпав на ладонь маленькие черные круглые семена. Конечно, я сразу же посадила несколько семян, чтобы проверить их на всхожесть, и через две недели взошло несколько нежных росточков. После появления второй пары настоящих листьев пересадила их по отдельности в горшочки и раздала друзьям. Потом я много раз видела, как образовавшиеся стручки лопались сами и во всех соседних горшках с цветами выросли маленькие росточки, которые я также выкапывала и раздавала.
С наступлением холодных осенних деньков занесла цветок в дом и поставила на окно в кухне. Он еще немного поцвел и решил, что пора отдохнуть. Я на него не обиделась – отдых он заслужил, красивые листья и без цветов радовали душу. Чтобы ему не было холодно от подоконника, подложила под горшок пенопласт. Когда включили отопление и от батарей пошел теплый сухой воздух, цветок сбросил нижние листья, стебли оголились. Я опрыскала цветок и поставила около него стаканчик с водой. Больше листья не осыпались, но я очень жалела, что вовремя не обеспечила ему повышенную влажность. Заметила, что некоторые листочки по краям стали сухие, коричневые и скрутились. Я часто опрыскивала цветок, но на оголенных стеблях листья так и не выросли. Поливала цветок часто теплой мягкой водой. Он оказался водохлебом и при малейшем подсыхании почвы обвисал. Но заливать цветок нельзя, начинают гнить корни. На Новый год приехала в гости дочь и привезла в подарок книгу «Все о новейших домашних цветах», вот из нее я узнала имя моего цветка – руэллия.
Прошло более десяти лет с тех пор, как появилась у меня руэллия, каждый год по весне жду цветения и не устаю восхищаться этим чудесным цветком. За зиму от недостатка солнечного света, несмотря на подсветку лампами, руэллия вытягивается. Если цветку не больше двух лет, обрезаю наполовину стебли, они вскоре одеваются многочисленными побегами, кустики становятся пушистыми и густыми. Срезанные черенки можно укоренить в воде или перлите. При высадке их на постоянное место нужно прищипнуть верхушку черенка, они сразу начинают куститься. Размножать черенками и семенами можно круглый год, а вот пересаживать и делить старый цветок лучше весной. Руэллия хороша и как ампельный цветок. Весной с потеплением выношу ее в сад и подвешиваю на ветку яблони так, чтобы не обжигало солнцем. Цветков на ниспадающих каскадом стеблях столько, что почти не видно листьев!
Кстати, совет тем, кто будет выращивать руэллию в ампельном виде, – черенки не прищипывать!
Хороша она и как почвопокровное растение. Я узнала об этом совершенно случайно. В доме был ремонт, на две недели перенесла все цветы под яблони в сад. Длинные побеги руэллии лежали на земле и укоренились там, где плотно соприкасались с ней. Выдергивать их не стала, отрезала от цветка, и они росли до глубокой осени, затягивая землю, словно бархатным ковром! Перед заморозками выкопала их и пересадила в широкие горшки, в которых росли кипарисы, получилась красивая композиция – высокий стройный красавец кипарис и расписной ковер под ним. Свет руэллия любит яркий, но не прямые обжигающие лучи солнца, от которых горят листья. От недостатка света весной цветение бывает скудным, так что надо подбирать оптимальный вариант.
Еще цветок очень не любит сквозняков – вмиг сбросит все листья и цветки и долго восстанавливается. Опрыскивать можно только вечером, днем на каплях воды от солнечного света образуются коричневые пятна.
Подкармливаю руэллию летом один раз в 10 дней сброженной травой. Никаких болезней и вредителей никогда не замечала, даже когда с купленным цветком занесла в дом белокрылку, на руэллии ее не было. Цветок хорош для зимних садов, зимой ему нужна большая влажность и температура в пределах 15–17°. Также красива руэллия в большом аквариуме в окружении сородичей – фиттонии и гипестеса. В общем, руэллия – настоящая находка для цветоводов, надо только совсем немного изучить ее привычки, и она одарит красотой и будет радовать долгие годы!