Пряный аромат бархатцев совершенно не нравится самым разнообразным насекомым, атакующим мои дачные грядки, он их сбивает с толку, а я этой находкой с большим удовольствием пользуюсь.
Низкорослые сорта бархатцев высеваю ранней весной одновременно с морковью – рядок цветов через каждые три ряда основной культуры. Такой прием надежно уберегает оранжевый овощ от посягательств морковной мухи.
Смешанную посадку практикую и на луковой плантации – с тех пор, как стала сажать бархатцы вперемешку с севком, больше не нахожу поврежденных луковой мухой головок.
Посадка капусты в окружении бархатцев надежно защищает ее от нашествия крестоцветной блошки, а заодно отпугивает бабочек совки и белянки, которые стремятся отложить на капустных листьях свои яйца и дать жизнь своему прожорливому потомству – мерзким гусеницам, в одночасье способным сгубить весь урожай.
Аромат бархатцев не переносит колорадский жук. Правда, совместная посадка картофельных кустов и цветов не дает такого ощутимого эффекта, как обработка картофеля «ядерным» настоем на основе этого однолетника. Для приготовления настоя заполняю ведро на треть измельченной наземной частью бархатцев (в ход пускаю побеги, листья и соцветия), заливаю наполовину теплой водой и настаиваю содержимое под крышкой в течение 3–4 суток. После этого настой процеживаю, довожу его объем до 10 л и растворяю в нем ¼ бруска дегтярного мыла (для аромата и лучшего прилипания настоя к картофельным листьям). Опрыскивание провожу после захода солнца, оно заставляет колорадских жуков ретироваться с моего участка.
Настой оказывается весьма эффективным в борьбе с тлей, обосновавшейся на ягодных кустарниках, уже после 3–4 обработок, проведенных с интервалом 2–3 дня, от тли не остается и следа.
Если остается неиспользованный настой бархатцев, обязательно прохожусь с ним по огороду и поливаю места скопления муравьев. После такого ароматного «подарка» муравьи в срочном порядке начинают извлекать из подземных ходов свои драгоценные яйца и убегают вместе с ними в неизвестном направлении.
После осенних заморозков красота бархатцев меркнет и их приходится удалять с грядок. Однако наземную часть я использую с выгодой – мульчирую ею приствольные круги молодых деревьев слоем 15–20 см. Такая мера надежно защищает нежную кору деревьев от посягательства грызунов в зимнее время, а мне больше не приходится заготавливать для этой цели еловый лапник.