Среди них – Жан Луи Сюро, ландшафтный архитектор, директор средневекового замка Амбуаз.
– Месье Сюро, вы автор сада замка Амбуаз в его нынешнем виде. Скажите, сад при памятнике архитектуры должен соответствовать эпохе, в которую он создавался, или может быть современным?
– У каждого исторического памятника свое лицо, и ему должны соответствовать все элементы, а сад – часть замка Амбуаз. С другой стороны, при создании сада не стоит забывать о том, как он будет использоваться.
Сегодня сад вокруг замка служит публике, как и петербургский Летний сад, который закладывался для царя и свиты, а теперь открыт для всех. Естественно, если сад предназначен для посещения горожан, его нельзя сделать полностью таким, каким он был в момент создания. Сад – живой организм, он растет, преображается от весны до осени, от года к году.
– И каков сад замка Амбуаз в этом году?
– Сад Амбуаз создан в английских традициях. Он очень зеленый, панорамный, вписан в окружающий пейзаж. Находится сад на скале над Луарой и имеет небольшой уклон, который мы подчеркиваем всеми доступными средствами.
В саду много тенистых уголков, в которых можно укрыться в летнюю жару. В нем присутствуют три тона – белый, синий (цветы), зеленый (листва). Все архитектурные сооружения из белого камня, небо над Луарой синее – отсюда и цветовая гамма сада: он является естественным продолжением пейзажа.
– Композиция, представленная на конкурс фестиваля, – небольшая «цитата» из сада Амбуаза?
– Да, «Пейзаж Луары на берегах Невы» – композиция английская по структуре и рисунку, в ней использованы спокойные тона. Два цвета дополняют зеленый – розовый (розы) и голубой (лаванда).
В саду замка Амбуаз на склоне высажено 2000 кустов самшита. Они круглой формы и очень мягкие, поэтому я называю их «овечками». Самшит в России не растет, поэтому, воссоздавая своих «овечек», я использовал тую.
– Месье Сюро, ваша должность – директор замка. Как вы к ней пришли?
– У меня очень интересная работа, и я благодарен судьбе за это. Родился и вырос я в деревне. Отец занимался импортом и экспортом сельскохозяйственного оборудования, мама выращивала овощи и фрукты. С детства я привык к труду на земле, вероятно, поэтому мечтал стать садовником. Но родители посоветовали сначала получить высшее образование, и я поступил на юридический факультет Парижского университета. Одновременно изучал историю.
По окончании выдержал конкурс для зачисления на государственную службу. Двадцать лет назад мне предложили возглавить Фонд Людовика Святого, который управляет историческими памятниками. В собственности фонда находится и замок Амбуаз.
Моя работа заключается в руководстве историческим памятником, как музеем, и его земельными угодьями, в частности – садом. Процесс этот требует больших знаний, поэтому 10 лет назад я получил образование в Версальской архитектурной школе по специальности «Исторические сады».
– Какие у вас остались воспоминания о мамином саде из детства?
– Вспоминается мой огородик. Мама всегда выделяла нам маленький участок земли и семена, чтобы мы сами что-то выращивали. Думаю, делала она это вовсе не из педагогических соображений, а просто так. Но благодаря именно тем детским грядкам я полюбил землю, растения.
– Что же вы в детстве выращивали?
– Редиску. Я был счастлив, когда она взошла. Этот овощ идеален для детской грядки: неприхотлив, растет быстро. Из семени через 6–7 дней появляется росток, через 3 недели можно собирать урожай. Идея детской грядки хороша тем, что через нее ребенок проникается мыслью о том, что его окружат живая природа.
– В России дети не слишком любят полоть грядки…
– Тут как с посещением музеев: когда родители хотят привить ребенку вкус к искусству, они тащат чадо в музей. Но если ребенку там приходится читать сложные тексты и ничего нельзя трогать, то второй раз пойти в музей он не захочет.
Мы устроили все так, что на территории замка Амбуаз можно и по газонам бегать, и устраивать пикники. В сентябре созревает виноград, но мы не собираем его: все съедают посетители. И на здоровье! Идея в том, чтобы человек, пришедший в замок Амбуаз, мог получить не только исторические сведения, но и приятно провел время. Тогда ему захочется посетить замок еще не раз. Нужно сделать так, чтобы учиться хотелось. Это относится и к огородничеству.
– А свой сад у вас есть?
– Конечно, причем наш семейный сад – место для отдыха. У нас мало цветов, потому что внуки и правнуки любят играть в мяч. Но овощи, фрукты и пряные травы мы выращиваем.
– Они высажены в классические грядки?
– Знаете, овощную грядку можно сделать красивой: прекрасное может быть полезным, а полезное может стать прекрасным, для сада это оптимальный вариант. Конечно, у нас не прямоугольные грядки: у них разный рисунок и форма, они образуют интересные композиции.
– Какие тенденции в области ландшафтного дизайна вы бы отметили?
– В первую очередь сближение профессий садовника и эколога, ведь сад – насилие над природой. Человек стремится убрать сорняки, посадить лишь то, что ему требуется. Во Франции от этого избавляются: на аллеях парков, где совсем недавно химическими препаратами вытравляли любой росток, теперь растет трава. Отказ от использования «химии» – признак уважения к природе. В нашей стране это уже понимают и применяют только органические удобрения. Кроме того, чтобы экономить воду, мы постепенно заменяем растения, требующие обильного полива.
Интересно
Замок Амбуаз – один из самых известных исторических архитектурных памятников в долине Луары, занесенной в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Свое название замок получил по фамилии могущественного в Средние века семейства Амбуаз. Прославились они тем, что были обвинены в заговоре против короля (это случилось в первой половине XV века), после чего замок вместе с землями перешел в распоряжение казны.
Замок Амбуаз стал средоточием королевской власти в эпоху Возрождения. Он строился главным образом в XV и XVI веках королями Карлом VIII, Людовиком XII и Франциском I. Замок был резиденцией почти всех королей династии Валуа и Бурбонов. Считается, что именно здесь появился первый за пределами Италии регулярный сад.