Белая акация
Белая акация вовсе и не акация, хотя, как и настоящая акация, относится к семейству бобовые. Правильнее ее называть робиния псевдоакация. Это американский подарок Европе: в 1601 году ее впервые доставили сюда из Америки для украшения парков французского короля Людовика XIII.
К нам белую акацию завезли через Одессу значительно позже, в начале XIX столетия. Первоначально основное назначение ее было служить опорой для поддержания виноградных кустов. Из молодых прямых стволиков белой акации изготавливали столбики для подпорок к виноградным лозам. Это была замечательная находка. Столбики из местных пород быстро сгнивали (дуб для этого не подходил из-за своего слишком медленного роста), железные были дороги, а бетонных в ту пору не существовало. Прочная, долго не гниющая древесина белой акации хорошо подошла для этой цели. Стволы быстро растущей «американки» вскоре стали использовать и для других целей: в качестве рудничной стойки на шахтах, для изготовления мебели, спиц для обозных колес, деревянных винтов и даже сапожных гвоздей.
Местное население быстро оценило многие полезные свойства акации. Акация легко размножается семенами и корневой порослью. Цвести и плодоносить начинает с шестилетнего возраста. Чудесные ароматные цветы, собранные в белоснежные кисти, служат прекрасным источником нектара. Пчелы охотно посещают их. Появился даже акациевый мед, который и сейчас можно приобрести повсюду в южных регионах.
Как большинство представителей семейства бобовые, она обладает способностью корневыми своими структурами фиксировать и накапливать азот, тем самым обеспечивая себя питанием и улучшая плодородие почвы.
Кажется, всем хороша белая акация, нет у нее изъянов.
Но один все же имеется. На солнечных сухих склонах, обладая высокой корнеотпрысковой способностью, порой образует она густые непроходимые заросли, превращаясь в злостного сорняка (не следует забывать, что ствол и ветви ее усеяны острыми колючками). Первоначально распространенная на юге, акация постепенно стала продвигаться на север. Крупные ее деревья можно встретить в Смоленской, Московской и других областях центральной России. Лишь в самые суровые зимы верхушки деревьев здесь подмерзают.
Среди множества привлекательных особенностей у белой акации до недавнего времени была еще одна: она практически не повреждалась растительноядными насекомыми. Тли и щитовки лишь слегка повреждают тонкие ее ветви и листву, а короеды изредка внедряются в ослабевшие по какой-либо причине стволики.
Но вот в начале 2000-х годов в Европу неведомыми путями с Атлантического побережья Северной Америки проникла мелкая мушка-галлица с трудно произносимым на русском языке именем «оболодиплозис». Неприятная особенность галлицы состоит в том, что ее личинки минируют листья белой акации, в результате чего они (листья) усыхают и опадают. Это напоминает действие тополевой моли. Но в отличие от аборигенной нашей моли галлица – насекомое заморское.
Сперва обнаружили ее в Италии. Затем в Словении и Чехии. Одновременно она была найдена в Японии и Южной Корее.
У нас пока ее нет. Но шансы заполучить имеются: ведь преобладающие ветра в европейской России – западные. С ними легкая мушка легко может быть занесена и в наши пределы. И тогда мы получим опасного вредителя для полюбившейся красавицы.
Конский каштан
Одно из красивейших деревьев, применяемых в озеленении садовых участков, – конский каштан. Конский каштан – стройное, чрезвычайно привлекательное дерево с раскидистой кроной.
Это дерево декоративно в течение всей вегетации. Особенно эффектен каштан в начале лета, когда на фоне темных веерообразно расходящихся листочков красиво выделяются нарядные белые с розовым оттенком свечеобразные колосовидные соцветия. Плоды созревают в августе-сентябре. Крупные, блестящие, будто отполированные коричневые семена заключены в шиповатые коробочки. Семена, к сожалению, несъедобны.
Помимо декоративных достоинств конский каштан обладает и фармацевтическими свойствами: кора ветвей и стволов считается антималярийным средством. А в гомеопатии применяется эссенция, приготовленная из свежесобранных очищенных семян.
Для нас конский каштан – тоже иноземец. Родиной его называли и Индию, и Северную Америку. И лишь в начале XIX века было достоверно установлено, что в диком состоянии он растет в горных лесах Балканского полуострова.
Отсюда постепенно распространился на восток и на север, став для многих излюбленным древесным растением.
Конский каштан широко применяют для обсадки дорог и как одно из обязательных парковых деревьев практически во всех странах Северного полушария.
Некоторые воздерживаются высаживать на своем участке это замечательное дерево, полагая, что каштан очень чувствителен к зимним морозам. А зря. В средней полосе России он прекрасно зимует. Соцветия, точно свечи, вспыхивают в темной листве. При внимательном рассмотрении белых лепестков конского каштана на них заметны разноцветные пятна. Если проследить за отдельными цветками, то станет ясно, что вначале все пятна желтые, затем они становятся оранжевыми и, наконец, карминно-красными. Изменение цвета пятна сопровождается и изменением запаха, исходящего от этого пятна. Желтый цвет пятна – сигнал для пчел и бабочек, означающий наличие в цветке нектара. На цветках с оранжевым и красным пятном нектара уже нет. Такое явление свойственно и цветкам некоторых других растений.
До недавнего времени у нас не были известны насекомые, которые поедали бы листья конского каштана. И это было хорошо. Но вот в 1986 году в Македонии «пробудилась» мало кому до того известная каштановая минирующая моль. (Ее по месту первого обнаружения в окрестностях Охридского озера называют еще охридским минером.) За короткий срок численность моли достигла колоссальных размеров. Она набросилась на европейские конские каштаны и начала поедать их листья. Минер быстро, что называется, на наших глазах приобрел статус опасного вредителя каштана. И стал стремительно распространяться.
С молью произошло то, что известный эколог Чарльз Элтон называл экологическим нашествием. Через два года после первого обнаружения моль была обнаружена на Украине, затем в Молдавии, Польше и Венгрии. В 2003 году моль проникла и к нам в страну. Первой от нее пострадали каштаны в Калининградской области.
Некрупные гусеницы минируют листья конского каштана, реже кленов. В году развивается в двух-трех поколениях. Применение инсектицидов эффективно только против гусениц первого возраста, в момент отрождения их из яиц. Для этого необходимо тщательно следить за развитием моли, чтобы не упустить короткий период, когда насекомые уязвимы для пестицида.
ВНИМАНИЕ. Помимо нашего желания вместе с завезенными к нам иноземными растениями порой проникают и живые существа, тесно связанные с ними и живущие за их счет. О существовании одних мы и не подозреваем, а с некоторыми вынуждены вести постоянную борьбу.