Это удобрение, как объяснял зазывала, представившийся кандидатом наук, «резко повышает урожайность, усиливает иммунитет ко всем вредителям и болезням и при этом настолько экологично, что все вредное моментально покидает растение после первой же подкормки…» Ну, все как всегда! Посмотрел с помощью лупы мелкий текст на упаковке: обычное комплексное удобрение с гуматами. Подобных тут же на полках несколько десятков видов разных производителей. По цене раза в два ниже.
Еще год назад на таких презентациях садоводы разметали любое «чудо-средство» мгновенно. Разлей зацветшую воду из бочки по бутылям – и вот вам стимулятор роста на основе хлореллы. Расхватывали! А тут заминочка вышла. Встрял недоверчивый садовод, которых продавцы, хмуря брови, называют шибко умными. Внимательно и тоже через лупу изучил этикетку и потребовал научного подтверждения революционности состава. Желательно – подкрепленного научными публикациями. Докладчик пытался оппонировать, закидывая собравшихся непонятными научными словами и, искренне клянясь, что рекламный буклет – это самая надежная научная публикация. Этому не поверила даже старушка, которая только что делилась с подругой секретом борьбы со всеми вредителями и болезнями с помощью молока и йода. Старушка громко высказала, что таких научных публикаций у нее полный почтовый ящик!
А шибко умный не унимался. Так как линейка удобрений была весьма широкая, а вернее длинная, то есть на каждую культуру была персональная бутылочка, он потребовал объяснить: чем удобрение для орхидей отличается от удобрения для хвойных, если, судя по мелкому шрифту, у них абсолютно одинаковый состав.
Докладчик совсем стушевался и, чуть не плача, пытался рассказать про какие-то специальные вещества, которые были разработаны в секретных лабораториях, они для каждого растения свои, а на упаковке их не указывают, потому что это ноу-хау… Все уже смеялись.
Последнее время в магазинах семян стали серьезно меняться предпочтения покупателей. Меньше цветов и декоративных. Больше овощей и семенной картошки! Причем заметно увеличились продажи поздних овощных культур, то есть тех, которые пойдут на зимнее хранение. Меньше стали покупать всевозможных товаров с приставкой «чудо». Чудо-лопаты, чудо-грабли, чудо-удобрения… Зато все то же самое, но обычное – бьет рекорды. Потребитель перестает верить в чудеса и маркетинговые уловки. Он не хочет отдавать далеко не лишние деньги расплодившимся благодаря интернету жуликам. А некоторые, загубив растения из-за слепого следования не всегда адекватным интернет-советчикам, возвращаются к старым-добрым агротехнологиям. Которые, не обещают легкого решения всех проблем, минимум усилий и при этом гигантский урожай.
В общем, теперь не в приоритете тешить собственное самолюбие, хвастаясь на своей интернет-страничке удачными снимками урожая. Теперь главное – это погреб, где есть все что надо…и до следующего урожая!
Перезимуем!