Меню
календарь садовода
www.sotki.ru / Обмен опытом / Беседа с Андреем Тумановым: Пестициды – это страшно!

Беседа с Андреем Тумановым: Пестициды – это страшно!

Ваши 6 соток
собственная информация
Поделиться
Темы публикации
Распечатать
Наверняка каждому из нас хочется, чтобы в пищу не попадали пестициды, чтобы продукты были чистые, органические. Андрей Туманов разбирался в проблеме вместе со специалистами. В передаче «Третье дыхание» на Радио MediaMetrics участвовали доктор сельскохозяйственных наук, генеральный директор ВНИИ средств химической защиты растений Владимир Цой и научный сотрудник этого института Вадим Фёдоров.

Андрей Туманов ( далее А.Т.): Владимир Григорьевич, скажите, вредны ли на самом деле пестициды? Нужны ли они вообще, может быть, их можно запретить и есть чистые продукты? 

В.Цой ( далее В.Ц.).: В принципе растения могут вырасти и без пестицидов. Но прокормить человечество без них, к сожалению, нельзя. Урожайность без использования пестицидов падает на 30–70%, это грозит элементарным голодом.

А.Т.: Значит, все, что продается на рынках и в магазинах – и бананы, и тамбовская картошка, – все это выращено с применением пестицидов?

В.Ц.: Да, все выращено с применением пестицидов. Однако надо разобраться, что такое пестициды? Для того чтобы посадить какую-то культуру, нужно удобрить землю, а удобрения – это агрохимия. Дальше при выращивании используют химические средства защиты растений. С сорняками борются гербициды, против болезней применяют фунгициды, против вредителей – инсектициды.

А.Т.: Как у нас в стране применяют пестициды по сравнению с дальним зарубежьем? Где больше используют, где лучше с этим обстоит дело?

В.Ц.: В России используют достаточно большое количество пестицидов. В общей сложности – 140 тысяч тонн, если перевести в физическое состояние – это 2500 цистерн в год. Такое количество химических препаратов используется на всей территории страны. Насколько  это опасно для человека и экологии? Конечно, это вещества, к сожалению, никак не совместимые с природой. Пестициды делят на различные классы опасности, всего их имеется пять. Самый высокий – 5-й класс. В зависимости от концентрации один и тот же пестицид может иметь разный класс опасности. Это зависит от возможности и способности этого препарата накапливаться в организме и передаваться дальше по пищевой цепочке.

А.Т.: Вадим Викторович, расскажите, чего можно ожидать от пестицидов?

 Вадим Фёдоров ( далее В.Ф.): Присутствие пестицидов в окружающей среде ухудшает санитарные условия жизни населения, увеличивает риски серьезных, в том числе онкологических заболеваний, наносит зачастую невосполнимый ущерб природе. Однако современное агропромышленное производство не может обойтись без их использования. Только их применение гарантирует качество выращенной продукции, а также ее видовое разнообразие. Уже упомянутые цистерны химических средств защиты используют для получения большого объема сельскохозяйственной продукции. Главная проблема сейчас – контроль за оборотом и использованием импортируемых веществ, который по факту осуществляется лишь декларативно.

Необходима единая государственная политика в области химизации сельского хозяйства, касающаяся регистрации, ввоза, оборота и применения химических средств защиты растений и агрохимикатов.

В.Ц.: Существует закон, есть регламент контроля за использованием пестицидов, но фактически это происходит так. Каждый пестицид, который завозится в нашу страну, регистрируется. На протяжении двух лет ставят опыты. Затем, имея конкретное заключение, мы даем или не даем разрешение на использование пестицида. Далее, получив регистрационное свидетельство, тот, кто подал заявку, может завозить практически неограниченное количество этого продукта. При этом на границе не контролируется, что конкретно завозится. К сожалению, 75 тысяч тонн агрохимикатов и пестицидов проходят без анализа на границе. По документам все соответствует регистрации, но контроля за этим нет. Даже официальные данные говорят о том, что на нашем рынке 45–50% фальсифицированной продукции.

А.Т.: Расскажите, что за история с глифосатом, который нам известен под маркой «Раундап». Слышал, что он вреден и его хотят запретить.

В.Ц.: Да, проблема с глифосатом есть, в прошлом году в Европе этот вопрос поднимался очень серьезно. Но до сих пор многие производители используют этот продукт. В России, хотя и было желание приостановить работу с глифосатом, все равно продлили срок его использования.

А.Т.:  Чем можно заменить этот продукт?

 В.Ц.: Тут возникает очень серьезная проблема. Дело в том, что мы используем устаревшие химические средства защиты растений. Мы получаем препараты, которые использовались за рубежом, например в США, 14 лет назад. Более современные, менее опасные для здоровья препараты, к сожалению, к нам не приходят.

А.Т.: Пестициды можно применять правильно, и тогда вред от них минимальный. Раньше были станции защиты растений, специалисты могли дать компетентную консультацию, подсказать, когда, как и что применять. Куда обратиться сейчас?

В.Ф.: Один из пунктов в наших предложениях – это создание консультационных центров, которые могли бы оказывать прямую непосредственную поддержку не только агропромышленным предприятиям, но и небольшим хозяйствам.

В.Ц.: Вопрос химической защиты растений на дачных участках – это серьезная проблема. ЛПХ потребляют 25% от общего объема химии. При отсутствии контроля это представляет опасность.

В.Ф.: В погоне за высоким урожаем производитель провоцирует упрощенное применение пестицидов, в результате наносится невосполнимый урон окружающей среде и здоровью человека. Приходится признать, что в настоящее время государственной программы по регистрации, применению, обороту средств химической защиты растений и агрохимикатов не существует. Причин тому много: отсутствие финансирования и мониторинга ввоза, отсутствие фундаментальных и прикладных исследований по этим вопросам, а также отсутствие четкого организационного регламента применения пестицидов. Современные зарубежные научные разработки остаются недоступными для нас. Это происходит в силу санкций или в силу других мер со стороны западной экономики, которые ограничивают доступ россиян к этим новым средствам защиты растений.

По нашему мнению, разработка государственной программы должна быть поручена рабочей группе, сформированной из представителей Министерства сельского хозяйства, Минпромторга, Минприроды, Минздрава, Россельхознадзора, а также Федеральной таможенной службы Российской Федерации и других заинтересованных ведомств. Каждое из этих ведомств имеет свою компетенцию в развитии этого направления.

А.Т.: Не получится, что у семи нянек…

В.Ц.: В конечном итоге этим должна заниматься одна структура, которая будет контролировать весь процесс с начала до конца. Еще одна больная тема – мы совершенно не готовим кадры.

В.Ф.: К сожалению, в последнее время мы практически прекратили работы по синтезу новых пестицидов, по первичному скринингу потенциально опасных биологически активных веществ. В качестве долгосрочной государственной задачи это у нас отсутствует.

А.Т.: Мы должны обеспечить кадры, работу науки, и важно, чтобы не было анархии на этом рынке. Пестициды относительно безопасны, когда есть порядок, четкий регламент. Анархия ведет к тому, что мы подвергаем опасности не только свою жизнь, но и жизнь своих детей и внуков.

В.Ф.: Хорошим дополнением к программе было бы внедрение единой государственной автоматизированной информационной системы учета качества, объема производства, оборота пестицидов и агрохимикатов, создание электронной базы, программного обеспечения с верификацией, внесением результатов с использованием электронной подписи в целях осуществления государственного контроля за оборотом пестицидов.

В.Ц.: Думаю, что государство должно взять на себя ответственность за качество продуктов, которые поступают на стол населения.

А.Т.: Государству надо понимать, что самое ценное – это люди. Людей надо беречь, надо помогать им. Проблема эта очень серьезная, думаю, мы будем и дальше работать и решать ее. 

Распечатать
ТЕМЫ ПУБЛИКАЦИИ

календарь садовода