Для улучшения качества урожая применяю концентрат штаммов микроорганизмов «Байкал-ЭМ», для защиты от фитофтороза и других болезней – «Фитоспорин», для подкормки – перебродивший настой крапивы. Результатами вполне доволен. Но хочется большего…
В очень сложном сезоне 2014 года (жара, засуха) на моем участке «работал» еще один помощник биологического происхождения – биорегулятор и стимулятор жизнедеятельности растений на основе дрожжей «Ростмомент». Получив на руки пакет гранул, я решил устроить между ним и «Байкалом» своего рода соревнование.
В конце апреля в теплицу высадил перцы и томаты. Когда они укоренились, спустя две недели – 11 мая 2014 года, я полил растения «Ростмоментом» по предложенной в инструкции дозе (10 г гранул на 10 л воды) и «Байкалом» (столовая ложка на ведро воды). Участок №1, обработанный «Ростмоментом», занял половину восьмиметровой теплицы (12 кв. м) в центральной ее части. «Байкалу» достался участок №2 (6 кв. м) у входа. Для интереса 6 кв. м в торцевой части (участок №3) не обрабатывал ничем, просто полил чистой водой.
К слову, в теплице у меня растут томаты двух сортов – Де-Барао (по правую сторону от входа) и Трюфель (по левую). Все сорта высокорослые, по вкусовым качествам неплохие. Де-Барао вообще старожил участка (выращиваю уже пятнадцать лет). Затевая эксперимент, волновался – а вдруг «Ростмомент» окажется «котом в мешке» и не видать мне моих помидорчиков в нужном количестве.
Но результат к концу августа оказался неожиданным. Все препараты я применял однократно (11 мая), и этого оказалось вполне достаточно для получения высокого урожая.
На участке №1 («Ростмомент») все кусты томата имели мощные стебли, которые вытянулись по шпалерам на 3,5–3,7 м, образовав над дорожками (в теплице их две) зеленый свод с множеством плодов. Обламывать пасынки приходилось постоянно, и все равно иногда не успевал. Да и жалко – много полноценной завязи. Плоды хотя и не очень крупные, но их очень много. Болезнь этот участок обходила стороной. Нижние листья не желтели, а как бы высыхали зелеными, что было удивительно. Так что с этого участка были самые большие сборы.
Участок №2 («Байкал-ЭМ») тоже радовал. Стебли вытянулись на 2,7–3 м, дали меньше пасынков, но плоды были крупнее, чем на участке №1. Небольшая часть плодов томата заболела вершинной гнилью, а после обильного полива в начале августа крупные плоды начали трескаться. Пришлось снимать зелеными.
Растения на участке №3 (чистая вода) были значительно слабее, хотя находились в лучших условиях (больше света, проветривание). Стебли тонкие (2 м), пасынки образовывались с трудом, плоды такие же, как и на участке №1, но урожайность значительно меньше, так как кусты формировались в 1–2 стебля. Да и плодов с вершинной гнилью в несколько раз больше. Хорошо, что участок занял только четверть общей площади теплицы.
К концу августа созрела только половина потенциального урожая, а в Среднем Поволжье тепло будет стоять до конца октября. Количество плодов не поддается подсчету (собирают и без моего ведома). Но впервые за последние годы уже к концу августа семья из шести человек обеспечена помидорами полностью. Даже родственникам в деревню отправили.
Перец как бы выпал из эксперимента. Он рос в центре теплицы, созрел к началу июля, но через полтора месяца томат его окончательно «забил».
На следующий год препарат «Ростмомент» будет основным на моем участке. Только пользоваться им надо с большой осторожностью – увеличивать расстояние между кустами томата до 0,8–1 м и постоянно бороться с пасынками. А дачникам, посещающим свои участки раз в неделю, советую препарат применять прежде всего для подкормки томата в открытом грунте. Иначе в один из прекрасных летних дней, приехав на дачу, в своей теплице они могут обнаружить самые настоящие тропические джунгли. Дрожжи есть дрожжи…
Комментарий специалиста
Мы обратились к микробиологу, доктору сельскохозяйственных наук Олегу Сидоренко, попросили дать оценку препарату из дрожжей и разъяснить, насколько может соответствовать действительности информация, содержащаяся в рекламном листке.
Производители препарата «Ростмомент» в рекламном листке представляли этот регулятор роста на основе дрожжей как экологически безопасный, являющийся альтернативой химическим стимуляторам роста растений. Реклама обещала, что он значительно повысит урожайность и питательную ценность продукции, ускорит рост и развитие растений, повысит их защитные функции к неблагоприятным погодным и другим стрессовым условиям. Отмечались безопасность и отсутствие токсичности препарата, содержание в нем белковых веществ, макро- и микроэлементов, производных витаминов группы В.
Вот что рассказал ученый, проведя предварительный анализ.
«Микробиологический анализ показал, что рекламируемый продукт состоит в основном из обезвоженных клеток дрожжей и примесей бактерий. Представители этих групп микроорганизмов не могут служить альтернативой химическим стимуляторам роста растений. Только в том случае, если в состав препарата входит автолизат дрожжей (продукт разрушения клеток под действием собственных ферментов), он может стимулировать, например, прорастание семян. В автолизате белки расщепляются до аминокислот и могут также содержать и другие ростовые вещества. Сами же дрожжи получают ростовые вещества из других источников (меласса, солод).
В рекламном листке указано, что препарат может активизировать полезные почвенные микроорганизмы. В этом нет сомнений, равно как и в том, что, попав в почву или на растения, он с успехом может стимулировать жизнедеятельность и вредных микроорганизмов, в том числе и вызывающих болезни растений.
Вызывает сомнение тезис о содержании витаминов группы В. Дрожжи рода Saccharomyces не являются активными продуцентами рибофлавина (В2) и других витаминов этой группы. Попадая в почву, дрожжи сами очень быстро становятся источником питания для простейших организмов. Успевают ли за это время дрожжи стимулировать фотосинтез растений, ускорить их развитие – спорный вопрос.
Садоводам важно иметь в виду экологический аспект применения подобного препарата. При систематическом внесении дрожжей в почву они со временем могут стать доминирующими в естественном биоценозе. При этом последствия могут быть непредсказуемыми. Например, дрожжи могут вытеснять из биоценоза азотфиксаторов, микроорганизмы, минерализующие труднодоступные для растений соединения фосфора, а также другие полезные бактерии.
К сожалению, производители не приводят результаты опытных испытаний продукта, не известно, насколько он эффективен, велика ли прибавка урожая, в чем состоит повышение питательной ценности урожая. Можно сказать, что большого вреда от применения этого продукта, возможно, не будет. Однако и описываемого чудесного эффекта, скорее всего, вы не получите».