Достаточно часто садоводы задают вопросы, касающиеся передачи членства в СНТ по доверенности. Рассмотрим самые распространенные случаи такой «передачи».
Ситуация первая.
В нашем СНТ есть счастливый обладатель шести соток гражданин Иванов, которого мы когда-то приняли в члены объединения. Он уже старенький и много лет не ездит на свой участок и не принимает участия в жизни нашего СНТ. Вместо него всем занимается его любимая внучка Маша (как вариант может быть внук, дочь, брат или любой другой родственник). Дедушка выдал Маше доверенность, и она за него платит взносы, посещает собрания и принимает участие в различных мероприятиях. Мы, немного подумав, вычеркнули дедушку из списка членов нашего СНТ, а Машу, наоборот, внесли в список членов и выдали ей членскую книжку, так как считаем, что, поскольку дедушка ее уполномочил платить взносы и посещать собрания, значит, он передал внучке и свое членство в СНТ.
Ситуация вторая.
В нашем СНТ председатель правления (член правления, член ревизионной комиссии) не является ни членом СНТ, ни собственником земельного участка в границах нашего СНТ. Членом СНТ и собственником земельного участка является его родственник (мать, сын, бабушка, дядя и т.д.), который и передал ему членство по доверенности.
Правильно и законно ли это?
Давайте попробуем разобраться и рассмотреть эти случаи с позиции закона и здравого смысла. В сегодняшней статье проанализируем первую ситуацию.
Передать членство в СНТ по доверенности нельзя. Во-первых, потому, что по своей сути права, возникающие из членства граждан в кооперативных, общественных, некоммерческих организациях, в том числе и в СНТ, относятся к категории личных неимущественных прав. Особенностью личных неимущественных прав является их неразрывная связь с личностью носителя, предопределяющая неотчуждаемость и непередаваемость этих прав. То есть по доверенности эти права передать нельзя, также как нельзя передать имя, гражданство, честь и достоинство, семейные права и прочее. Иначе это будет противоречить не только самому понятию личных неимущественных прав и понятию представительства, но в данном случае и положениям Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», касающимся как самого членства, так и процедуры приема в члены объединения.
Во-вторых, потому, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение – это организация, деятельность которой регулируется, в частности, Федеральным законом от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». В пунктах 1, 2 и 3 статьи 18 данного Федерального закона перечислены лица, которые могут быть членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. В пункте 4 той же статьи 18 указано, что лица, вступающие в объединение, принимаются в его члены общим собранием членов такого объединения. А подпунктом 2 пункта 1 статьи 21 того же Федерального закона прием в члены объединения и исключение из его членов отнесены к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных). Поэтому просто так вычеркнуть из списка членов СНТ Иванова (приведенного здесь в качестве примера) и внести в список членов его внучку нельзя. Это нарушение положений сразу нескольких статей Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ.
И, в-третьих, это будет противоречить самой логике членства в объединении. Ведь это именно Иванов в свое время изъявил желание вступить в СНТ и подавал заявление о приеме его в члены. И именно за его кандидатуру голосовали члены СНТ на общем собрании, и приняли в члены СНТ именно Иванова, а не кого-то из его родственников, друзей и знакомых.
Может ли лицо, не являющееся членом СНТ, быть избрано председателем правления, членом правления или членом ревизионной комиссии (ревизором) данного объединения? При условии, что членом СНТ и собственником земельного участка является его родственник (мать, сын, бабушка, дядя и т.д.), который якобы передал ему свое членство.
В пункте 1 статьи 25 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» четко указано, что ревизионная комиссия (ревизор), избирается из числа членов объединения. А также указан перечень лиц, которые не могут быть избраны в состав ревизионной комиссии (ревизором), а именно: председатель и члены правления, а также их супруги, родители, дети, внуки, братья и сестры (их супруги). Поэтому с ответом на вопрос о ревизоре (члене ревизионной комиссии) все достаточно просто. Ревизором (членом ревизионной комиссии) может стать только член СНТ. Передать членство в СНТ по доверенности нельзя, об этом подробно было написано в первой части данной статьи, а следовательно, никакое лицо, представляющее по доверенности интересы члена СНТ, не может быть избрано ревизором (членом ревизионной комиссии).
Теперь рассмотрим вопрос о председателе и членах правления. Председатель правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ избирается из числа членов правления. Тут все понятно. А вот с членами правления вопрос немного сложнее. В соответствии с пунктом 1 статьи 22 того же Федерального закона правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения избирается прямым тайным голосованием из числа его членов на срок два года общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных), если уставом такого объединения не предусмотрено иное. И если уставом вашего объединения иное не предусмотрено, то никаких проблем в принципе не возникает. Все строго в соответствии с правилами данной статьи. Членом правления, а стало быть, и председателем правления такого объединения, может быть избран только член данного объединения, и никто другой, в том числе и законный представитель.
А вот если уставом вашего объединения предусмотрено иное, то вопрос о том, кто может быть избран членом правления или председателем правления такого объединения, становится предметом для споров и дискуссий. К сожалению, в рамках небольшой газетной статьи нет возможности провести подробный анализ того, что «иное» может быть предусмотрено уставом и на что это «иное» может влиять, с обоснованием различных точек зрения. Те из вас, уважаемые читатели, кто хотел бы подробнее ознакомиться с результатами исследования данного вопроса и получить на него ответ, могут поискать полезную информацию в различных изданиях или посетить один из бесплатных семинаров.