– Святослав, когда вы начали заниматься музыкой?
– В трехлетнем возрасте, когда моя бабушка, Антонина Пантелеймоновна, купила на рынке гармонь «Кубань» и показала мне простейшие игровые приемы, которые умела исполнять сама. Раньше в каждой деревне, в каждом селе играли на гармони, и моя бабушка не была исключением. Она с гармонью прошла всю войну и решила, что я тоже должен играть на гармони. Это был большой сюрприз для родителей: однажды они пришли с работы и увидели, что я играю. Они не стали противиться, наоборот, старались всячески развивать во мне любовь к этому русскому инструменту. Простейшие наигрыши, например «Ах вы сени, мои сени» или «Страдания», я начал исполнять в 5 лет.
– Почему выбор пал именно на народные инструменты?
– Дело в том, что в 90-е годы прошлого столетия в российских музыкальных школах игре на гармони не обучали. Не был исключением и подмосковный город Клин, где я родился и вырос. Когда мне было 8 лет, родители отдали меня учиться игре на баяне, но при этом я продолжал самостоятельно осваивать гармонь. На втором курсе Московского государственного университета культуры и искусств нужно было выбрать дополнительный инструмент, и я выбрал гармонь, так что окончил вуз я по двум народным инструментам – баяну и гармони. Летом 2015 года получил диплом магистра по специальности «гармонь» Российской академии музыки имени Гнесиных.
– С чего началось коллекционирование гармоней? Какие экземпляры в ней наиболее интересные и необычные?
– Начал собирать коллекцию гармоней я давно, сейчас в ней насчитывается более 30 видов гармоник: есть гармони-«черепашки» – четырехклапанная, она чуть больше спичечного коробка, а также «черепашка» с хроматическим строем размером всего 14 см. Есть ливенские гармони, саратовские, концертины английские и немецкие, баяны, бандонеоны...
Основой коллекции стали первые бабушкины гармони «Крошка» и «Кубань». Чуть позже начали появляться гармони различных регионов, например саратовские гармони ведущих мастеров того времени – Артемьева, Поверинова. Это действительно уникальные экспонаты. Их название происходит от города, где их делали, – Саратова. Именно в Саратове они и появились примерно в 60-е годы XIX века. У этой гармони своеобразный тембр, для нее характера такая удивительная сила звучания, что не спутаешь с другими. А еще ее отличают удивительные колокольчики. В моей коллекции четыре саратовские гармони.
Отдельный интерес представляет гармонь-«сапожок», которая также относится к саратовским. Она сделана в виде сапога, играть на таком инструменте достаточно сложно, поскольку, когда гармошка сжимается и разжимается, издает разные звуки при том, что палец держит один и тот же клапан. Вообще эти маленькие гармони появились в результате уменьшения размеров пятиклапанной русской гармоники и вошли в моду в 80-е годы позапрошлого века.
– Расскажите, пожалуйста, чем русская гармонь отличается от других видов?
– Нашу русскую гармонь по праву можно считать национальным инструментом. Мне кажется, она отражает «душу народа», его минуты счастья, жизненные переживания. Раньше без гармони не обходился ни один праздник, будь то Рождество, Святки или Масленица. Русский человек жил с гармонью, ходил на работу в поле, воевал и спал с ней в обнимку. Конечно, гармонь отличается неповторимым строем, тембральной окраской, техническими характеристиками: диапазоном, сменой звуковой окраски (регистрами), внешним видом…
– Гармонь обычно ассоциируется с деревней. Бывали ли вы на селе?
– Конечно! Дедушка и бабушка выросли в деревне, и я в детстве часто гостил у
них. Да и по роду профессии мне не раз доводилось выступать с концертами в деревнях и селах.
– И свой домик в деревне или дача, наверное, тоже есть?
– Да, есть, и, к счастью, недалеко от дома, в Московской области, участок 17 соток. И я уже посадил дерево, построил небольшой дом, осталось только родить сына, так как дочь тоже уже подрастает…
– Занимаетесь ли садом-огородом? Помогает ли кто-то?
– Я, как правило, отвечаю за «мужскую часть»: принести воды, подбить грядки, полить, что-то покрасить. За урожай отвечает супруга. Конечно, мы вместе выбираем, какие цветы будем сажать, где и что будет расти.
– Пользуетесь услугами ландшафтного дизайнера или проектируете сад сами?
– Садом занимаемся мы сами, супруга увлекается ландшафтным дизайном и каждый год придумывает что-то новое.
– Какие деревья появились первыми в вашем саду?
– В этом отношении мне повезло. На участке уже росло шесть прекрасных елей. А я в первую очередь посадил яблони. Моя бабушка всегда делала очень вкусные моченые яблоки, их вкус остался в детских воспоминаниях. И сейчас, когда собираем хороший урожай яблок, я замачиваю их по бабушкиному рецепту…
Рецепт «Бабушкины яблоки»
На дно деревянной кадки кладу листья черной смородины или вишни. На них в несколько рядов укладываю яблоки. На яблоки снова кладу ряд листьев, а потом – снова несколько слоев яблок. Заполняю всю кадку, прикрыв верхний слой яблок листьями. После этого готовлю сладкую воду (в расчете на 10 л воды беру 400 г сахара или 600 г меда, добавляю 3 столовые ложки соли, кипячу и даю остыть). Потом заливаю яблоки этим сиропом, накрываю их деревянным кружком и сверху кладу гнет. Первые несколько дней яблоки будут впитывать много влаги, поэтому кадку необходимо доливать сладкой водой. Ее уровень должен быть на 3–4 см выше деревянного кружка. Через месяц яблоки готовы.
– Какие уголки сада у вас любимые?
– Очень люблю проводить время в небольшом летнем домике, в строительстве которого принимал активное участие. Когда делаешь что-то сам, всегда приятно пользоваться результатами своего труда.
– Дача для вас – место отдыха или что-то иное?
– Лично для меня дача – это место, где я отдыхаю и телом, и душой. Здесь я нахожу вдохновение для написания музыки. Можно сказать, что на даче и гармонь поет.