Меню
календарь садовода
www.sotki.ru / Обмен опытом / Дача: из глубины веков в современность
Дача: из глубины веков в современность
Дача: из глубины веков в современность

Дача: из глубины веков в современность

Александр Алиев
Поделиться
Темы публикации
Распечатать
С 30-х годов позапрошлого века обитатели Северной Венеции охотно приняли новую моду, пришедшую из Европы, – выезжать на теплый период из города, арендовать дома, строить собственные дачи.

Изначально это было привилегией состоятельной публики. Кто на собственной (выданной) даче, тот, как выразился литератор Ф.В. Булгарин, "силен и знатен". Позже сезонное переселение стало обязательным для любого уважающего себя семейства – от богатых купцов до приказчиков.  

На свежий воздух, как и сегодня, сбегали от расписаний, службы, регламентов и обязательного этикета. И, кстати, "дача" в значении летнего загородного жилища – сугубо петербургский термин. А уже вслед за петербуржцами и определение, и саму культуру дачной жизни переняли москвичи.

Дачный бум пришелся на рубеж XIXXX столетий, чему в значительной степени способствовало открытие вокруг Петербурга новых железнодорожных станций. Газеты наперебой писали о "дачемании", "великом дачном переселении"... Правда, с функциями подсобного хозяйства дачную жизнь тогда отнюдь не связывали. 

Особым расположением жителей Северной Пальмиры пользовались дачные места вдоль Балтийской, Финляндской, Варшавской и Приморской стальных магистралей, вверх по Неве, а также самые близкие к городу – на Островах и в Новой деревне.

По массовой же дачной застройке в лидеры вышла Сиверская (по Варшавской дороге), четвертая остановка после Гатчины. Среди "аборигенов" и отдыхающих поселение это, устроенное на территории парка Сиверской мызы, владения баронессы С.П. Черкасовой, получило название «русская Швейцария» за чистейший воздух и прекрасные берега реки Оредеж, вода в которой считалась целебной. «Место здесь едва ли не лучшее в окрестностях Петербурга, живописное, гористое, прекрасный воздух...», – писал о Сиверской М.Е. Салтыков-Щедрин.

Действительно, здесь могли быть удовлетворены дачные вкусы людей любого сословия и достатка!

Например, в Сиверской находилась роскошная дача министра Императорского двора и уделов, ближайшего сподвижника Николая II барона В.Б. Фридерикса. Также он построил семь отдельных домов, которые сдавал на лето зажиточным дачникам. Наконец, на собственные средства Владимира Борисовича возведены были здание Сиверского вокзала с крытой платформой и летним пассажирским павильоном, дом начальника станции, здания медицинского пункта и буфета с открытыми верандами и садом.

Были в Сиверской дачи знаменитых купцов Елисеевых и Дерновых, крупного книгоиздателя А.Ф. Маркса, замечательного лирика А.Н. Майкова, живописца И.Н. Крамского (последний написал здесь картины "Полесовщик", "Крестьянин с уздечкой", "Мина Моисеев" и др.).

Много работал на Сиверской земле пейзажист И.И. Шишкин, лучшие его полотна – "Рожь" и "Утро в сосновом лесу" – созданы именно тут.

Конечно, собственные дачи не всем были по карману, а посему приходилось их снимать. При этом, заметьте, даже такое удовольствие стоило совсем не дешево: самые скромные дачи сдавались на все лето за 50–60 рублей, а за сотню можно было снять комфортабельный двухэтажный дом. Для сравнения: в Подмосковье в тот период простая трехкомнатная дача без водопровода и канализации обходилась в 20–25 рублей.

Тем не менее в Сиверскую на отдых ежегодно приезжало огромное количество людей. Путеводитель 1910 года насчитывал тут сорок тысяч отдыхающих – примерно столько же, сколько во всех подмосковных дачах!

Среди тех, кто арендовал домики, было немало известных деятелей культуры – поэтов, писателей, художников, музыкантов: Алексей Плещеев и Александр Куприн, Александр Блок и Владимир Маяковский, Максим Горький и Корней Чуковский, Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский, Александр Грин и Анна Ахматова, Илья Репин и Александр Бенуа. На оредежских берегах проводили свой летний отдых и многие артисты – Вера Комиссаржевская, Константин Варламов, Мария Савина. Очень любили бывать в Сиверской Агриппина Ваганова и Федор Шаляпин.

Без преувеличения – десятки громких имен! Недаром данную местность называли тогда Дачной столицей!

Продолжилась традиция и в советское время.

Летом 1927 года на Красной улице изящную дачу с башенкой снимала семья А.Н. Толстого. По преданию местных старожилов, здесь Алексей Николаевич трудился над сказкой «Золотой ключик». 

В предвоенный и послевоенный периоды в Сиверской отдыхали писатель Алексей Новиков-Прибой, поэтесса Ольга Берггольц, пушкиновед Павел Щеголев, художник Кузьма Петров-Водкин, скульптор М.К. Аникушин, композитор И.И. Шварц и др. 

Большинство здешних дачных построек дореволюционного периода, к сожалению, не сохранилось: деревянные здания погибали в огне...

Тем ценнее смотрится чудом уцелевшая 120-летняя (!) гостевая усадьба художника и архитектора Ивана Гольмдорфа на вышеупомянутой Красной улице. В 1910-х годах здесь действовал своего рода литературно-музыкальный салон, куда заглядывали Блок, Ахматова, Маяковский, Шаляпин...

Неудивительно поэтому, что лучшего объекта для историко-бытового музея "Дачная столица" было не найти. До недавнего времени бывшую дачу Гольмдорфа занимала Сиверская коррекционная школа-интернат, но в 2009 году ее директор Валентина Юнина поддержала инициативу гатчинского краеведа Андрея Бурлакова и предоставила здание для размещения музейной экспозиции.

Подготовка "Дачной столицы" заняла всего полтора месяца, а последние три ночи перед торжественным открытием, как вспоминает Бурлаков, организаторы не спали вообще. Здесь шторку надо было повесить, тут гвоздь приколотить, а там полы вымыть. Экспонаты – редкие фотографии, семейные шкатулки, старые книги, журналы, посуду, одежду и обувь – собирали по крупицам, множество вещей приносили коренные жители и дачники Сиверской. Эти предметы раньше были никому не нужны, а сейчас заняли достойное место в коллекции. 

Ныне в музее (вместе с "Музеем Красногвардейского укрепрайона" он входит в МБУ "Культурно-выставочный центр "Дачная столица") действует несколько залов.

В самом большом из них развернута экспозиция, повествующая о формировании здешней дачной местности и о роли в данном процессе Варшавской железной дороги. Вообще, зал этот – мемориальный. Именно тут хозяин принимал когда-то отдыхавших в Сиверской знаменитостей. Раньше интерьер гостиной украшали колонны, поддерживавшие башенку-бельведер, и балкон, шедший по периметру стен. Однако в процессе реставрации и перестроек они исчезли.

Во втором зале представлен быт сиверских дачников дореволюционной поры.

Дачному быту и дачной кухне советской эпохи, а также массовому отдыху в санаториях и пансионатах посвящены две следующие экспозиции.

Заметим, что в середине прошлого века поселок стал центром детского отдыха: здесь располагалось свыше пятидесяти выездных пионерских лагерей. Об этой страничке истории в музее тоже не забыли, тем более что в здании был в 1950–1970-х годах спальный корпус одного из лагерей.  

 Среди уникальных экспонатов музея мы можем увидеть велосипед начала ХХ века – вполне себе действующий, стул с дачи И.Н. Крамского, или вот музыкальную шкатулку "Орган-соловей", игравшую в ресторанном зале станции "Сиверская". На почетном месте – фрагмент декора дачи А.Н. Толстого (сама она, увы, сгорела несколько лет назад).

Есть также отдельный зал, где каждые два месяца сменяют друг друга временные выставки местных художников, народных умельцев, мастериц рукоделия, а также тематические выставки, приуроченные к памятным датам Сиверской дачной местности.

Распечатать
ТЕМЫ ПУБЛИКАЦИИ

календарь садовода