Нe все так просто, как это кажется на первый взгляд. Я это понял, когда по просьбе обновленного журнала «Ваш сад» сел за эту заметку.
Оказалось, что фотографирование на даче, если, конечно, вы хотите это делать хорошо и красиво, не такая уж тривиальная задача. И по своей сложности она не уступает любой другой серьезной съемке. Хотя бы потому, что требует использования в своем арсенале почти всех основных фотографических жанров.
Обзор местности
Но перво-наперво нужно определиться, что снимаем, какую историю. И слово «история» здесь не случайно. Мы опускаем всякие там спонтанные кадры типа «я и шашлыкинг», сразу замахиваемся на развернутую и эпичную картину ваших дачных будней. А это уже как минимум предполагает сценарий, грамотную рекогносцировку на местности. Потому что история – это последовательное изложение неких событий. В данном случае – событий, происходящих на вашем дачном участке.
И вам, конечно, виднее, как их выстроить. Поэтому я буду говорить не о драматургии истории, а о возможных планах и жанрах, способных ярко и образно показать один ваш, скажем, дачный день (месяц, год!).
Первое – это, конечно, ландшафтная фотография. Ну вы ведь обязательно захотите показать, как у вас все замечательно устроено на участке, какие сады Семирамиды вы воссоздали на шести соточках!.. Второе – интерьерная съемка, то есть то, что внутри дачи или… бани. Там тоже есть свои заморочки, и мы о них поговорим. Третье – предметная фотография. Могу поспорить, что хоть раз, но снимете свеженарезанные огурчики, пучок редиски, возможно, попробуете сложить из них натюрморт…
И наконец, самое сложное – портрет, как индивидуальный, так и групповой. Думаете, это просто? Конечно да, если вы в курсе, как это делать. Вместе попробуем это осмыслить!.. А потом уже перейдем к выстраиванию истории, поговорим о динамичности в фотографии, композиции снимка, а также о том, что такое фоторепортаж, ведь именно его по факту вы и будете снимать у себя на даче!
Общие планы
Начнем с общих «красивостей» – снимем ландшафтные кадры. Что тут нужно помнить и уметь?
Первое – это почти обязательное использование широкоугольной техники (в любой мыльнице по умолчанию встроен широкоугольный объектив), чтобы, как вы поняли, можно было захватить побольше пространства. Но помните – на «широком угле» оптика часто дает перспективные искажения – либо сводит стены зданий в индейский вигвам, либо дает бочкообразную дисторсию. Поэтому всегда контролируйте картинку либо при обработке исправляйте «завалы» или обрезайте «лишнее» при кадрировании.
Второе – достаточная резкость всех объектов на переднем и заднем планах, если, конечно, речь не идет о лирическом пейзаже, когда уместен будет подразмытый фон, к примеру… Как этого добиться? Снимайте на «закрытой дырке» где-то начиная со значения диафрагмы 13 и выше. Если не хватит для этого света, то штатив будет более чем уместен. И конечно, переведите аппарат в ручной режим или – в приоритет диафрагмы (надеюсь, инструкцию вы уже почитали!)…
Третье – вспомните или погуглите «правило третей». И в соответствии с ним располагайте основной объект в кадре – дом, фонтан, клумба. Уверен, даже не будучи художником, не ошибетесь – картинка выйдет гармоничной и красноречивой.
Взгляд изнутри
Съемка в доме. А точнее – его внутреннего убранства. Гостиная, камин, красивая лестница в спальню. Тут тоже следует снимать «пошире», но еще более строго следить за возможными искажениями.
Дело в том, что в пространстве, состоящем из плоскостей – стен, потолков и окон с дверьми, любые отклонения от нормального, неестественная кривизна прямых поверхностей – очень плохо выглядят. Их чаще всего допускают либо по небрежности, либо по незнанию. Особый случай – стремление выделиться оригинальным взглядом на мир.
Но вы не такие, и понимаете, что если у вас нет четко сформулированной художественной идеи «развалить» пространство по краям, то снимать вы должны грамотно, чтобы окружающие вас предметы не выглядели так, будто вы смотрите на них глазами мухи…
Еще одна проблема съемки внутри – это свет. Его вам будет катастрофически не хватать, если, конечно, ваша дача не в Майями. Тот же так вкусно горящий камин и сидящих вокруг него людей с бокалами хорошего коньяка – черта с два так просто снимешь!.. Поэтому готовьтесь к «извращениям».
Первое – высокие значения ISO (если не хотите таскаться со штативом и пугать домочадцев масштабными приготовлениями). Да, придется чувствительность повышать, а с шумом бороться уже при обработке!..
Второе – осмотритесь по сторонам – если есть торшеры, подтащите их поближе к сидящим людям, настольные лампы тоже разверните, чтобы освещали лица. Выдержку, конечно, минимизируйте, насколько вам хватит для съемки с рук (как правило, она равна фокусному значению объектива, – если оно, скажем, 50, то и выдержку выставляйте 50, а не длиннее!).
И третье – обязательно вводите минусовую экспокоррекцию от единицы до 3! Без этого ни огонь в камине не снимете, ни окно в спальне – все будет пересвечено и выглядеть пустыми белыми пятнами. Кнопочка экспокоррекции есть почти на каждом аппарате, поищите – она пригодится вам еще сто раз, когда будете снимать невесту на фоне кучи с углем или черную собаку на белом снегу… Она вам пригодится даже тогда, когда за окном вашей дачи будет светло и солнечно. В таких случаях тоже уходите в минус, очень рекомендую, чтобы не было выбитых светом проплешин!
Но в остальном съемка в помещении в такие дни будет для вас праздником души. Не забывайте только про тюлевые занавесочки, которые, если их прикрыть, очень грамотно смягчат вам солнечный свет, сделают его рассеянным и обеспечат снимки хорошо проработанными деталями и цветом.
Но просьба учесть, что термины «ландшафтная» и «интерьерная», которые я использую в этой заметке, – из профессиональной фотографии и к съемке на даче относятся с натяжкой. Мы просто пытаемся использовать некоторые приемы из этих областей, чтобы и ваши любительские снимки выглядели более профессионально, чем прежде.
А вот следующая глава – она о портрете – уже без компромиссов. Но об этом подробнее мы еще поговорим.