Люди начали заниматься земледелием очень давно – почти двенадцать тысяч лет назад. И первым сельскохозяйственным инструментом была легендарная палка-копалка – заостренная ветка, обломок кости, продолговатый камень, раковина и т.п.
Такой палкой можно было разрыхлять почву и далее вынимать землю руками в поисках съедобных корешков или личинок насекомых. Но с течением времени люди стали переходить от собирательства к производительному труду, то есть специально высаживать растения. Палка-копалка и тут пригодилась – в разрыхленную почву удобно сеять семена и ею же вырыть созревшие.
Таким образом, палка-копалка стала универсальным приспособлением. Но совершенствование ее шло медленно, и обработка почвы была тяжелым делом.
Наконец во времена мезолита – среднего каменного века – человек додумался приделать к заостренной палке ручку-рычаг, что увеличило прилагаемую к инструменту силу. Так родилась мотыга, а случилось сие на территории Передней (Западной) Азии. Далее началось триумфальное шествие нового изобретения…
Рабочая часть самых-самых первых мотыг делалась из рога крупных животных, бивня или ребра мамонта (известны в костенковско-авдеевской культуре). Мотыги с наконечником из рога продолжали применяться и в неолите – новом каменном веке – и даже позднее; этнографически они известны у охотников Северной Европы и Америки. Одновременно появились мотыги с наконечником в виде камня, близком к топору или теслу.
Встречались двузубые мотыги (в основном для каменистого грунта).
Широчайшее применение этого инструмента связано с развитием раннего (ручного земледелия).
Деревянные мотыги, составленные из разных пород дерева (мягких для рукояти, твердых – для рабочей части), известны в Шумере. Кстати, обитатели этого государства считали мотыгу изобретением верховного бога Энлиля.
Изображение мотыги мы видим на каменном навершии торжественной булавы правителя додинастического Египта Скорпиона II, или Селка, обнаруженной археологами при раскопках древнего горда Нехен (Иераконполь). Царь в короне представлен здесь несущим мотыгу, которая может быть интерпретирована как символ какого-то торжественного ритуала с участием фараона, во время коего он, допустим, должен был выкопать первую борозду для последующего засевания поля или для сооружения дамбы, орошающей прилегающие земли.
В Юго-Восточной Азии появление мотыги связывают с культурой Хоабинь. В Центральном Ки¬тае она известна с VII–VI тысячелетия до н. э.
Классическая мотыга состоит из деревянной рукояти и поперечно расположенного к нему каменного или металлического полотна. Его рабочая часть может быть узкой либо широкой, изогнутой либо лопатообразной.
Инструмент имеет несколько других названий: мотыка (возможно, от древнеиндийского matyam), тяпка, цапка, полольник, полотик, сапка, сапа (южнорусское от французского – sape). В Средней же Азии его называют кетменём.
Область применения мотыги достаточно разнообразна. Прежде всего, разумеется, для рыхления земли и прополки сорняков (в последнем случае вместе с вилами или граблями), окучивания овощей (в данном случае используют легкую мотыгу).
Существуют также мотыги двусторонние – они имеют собственное мотыжное полотно и четырехгранный щит.
Для обработки почвы в лесах: срезки тонкой дернины, глубокого взрыхления почвы.
Близкая «родственница» мотыги – кирка, или кайло. Имеет заостренную, наподобие клюва, двустороннюю рабочую поверхность.
Киркомотыга – с одной стороны у нее лопатка, с другой – ударный клюв.
Впрочем, два последних инструмента – это, скорее, арсенал строителей и шахтеров: используются, если необходимы копка тяжелого грунта или добыча полезных ископаемых. А крестьянам сподручнее пользоваться именно старой доброй мотыгой…
Кстати, изображения крестьян с инструментом, напоминающим мотыгу (тяпку), мы можем увидеть на рельефах египетских пирамид и на античных фресках, на средневековых европейских миниатюрах и на японских цветных гравюрах школы укийо-э.
В дореволюционной России при значительном размере хозяйства пользовались зачастую конными мотыгами. Главным их назначением была обработка междурядий посадок растений, возделываемых рядами или гнездами. Такие мотыги были устроены в виде ножей плужных корпусов, зубьев и лап.
К мотыгам с известными оговорками можно отнести знаменитый плоскорез, сконструированный и запатентованный новатором В.В. Фокиным, а также полольник-культиватор «Стриж».
Плоскорез подходит для обработки плотной суглинистой почвы, с трудом поддающейся другому воздействию.
Инструмент состоит из черенка и пары режущих элементов, совмещенных в форме сердечка. «Стриж» по размерам черенка и лезвия разделяют на большой, средний и малый. Ручной «Стриж» сокращает время работы на земельном участке по сравнению с использованием таких инструментов прополки, как мотыга и тяпка. Рыхление полольником соотносится с «сухим поливом», позволяя сохранить в верхних слоях почвы влагу и насытить ее кислородом. Большой и средний полольник отлично справляются с этой задачей.
В геральдике некоторых африканских государств (Ангола, Зимбабве, Мозамбик, Танзания) мотыга символизирует сельский пролетариат и сельхозпроизводителей.
А между селами Калмак-Ашуу и Тар-Сай Чон-Кеминского айыльного аймака Чуйской области Киргизии накануне 2016 года поставили памятник кетменю. Общи вес арт-объекта – три тонны, высота металлической части – четыре метра, а длина деревянной ручки – двадцать два метра. Автор памятника – казахский скульптор Саид Атабеков.
Итак, мотыга оказалась настолько удачным изобретением, что, родившись в эпоху мезолита, она без принципиальных изменений не только дожила до наших дней, но и продолжает активно использоваться.